Источники конституционного права
Нормы конституционного права сосредоточились в нормативно-правовых актах, которые имеют различные формы юридической направленности. Данные акты играют роль источников конституций. В конституционно-правой науке имеются разнообразные позиции по отношению кзначению терминологии«источник конституции».
Под источниками конституции понимают акты, которые содержат юридические нормы, направляемые на регламентацию правоотношений,которые формируют предмет конституционного права.
Отличаясь от источников науки конституционного права, источниками отраслевой науки представляются лишь действующие в настоящий момент нормативные акты. При этом, если некоторые из них представляются безусловными источниками, здесь имеются в виду Конституция РФ, конституция субъекта РФ, федеральный конституционный закон, то иная часть играет роль источников лишь в случае присутствия в них конституционного, правового содержания, здесь имеются в виду федеральный закон, подзаконный акт, международный договор и т.п.
Форма каких-либо источников конституции позволяет разделить их на конкретные группировки, в общности своей формирующие систему источников. В соответствии с мнением О. Кутафина, источники конституционного права можно подразделить на следующие группы:
- федерального значения;
- федерально-регионального значения;
- регионального значения;
- регионально-местного значения;
- местного значения.
Помимо этого, он выделил в образе обособленного источника конституционный обычай. Такое подразделение помогает глубже выяснить юридическую природу источников, механизмы реализации, а также их соотношение изнутри подобного системного образования.
Систему источников конституционного права условным образом подразделяют на следующие группировки:
- законодательные;
- конституционные;
- судебные;
- подзаконные;
- договорные;
- локальные;
- международные.
Кроме того, выделяются еще две подгруппы: региональные и федеральные источники.
Самыми важными по значимости источниками представляются конституционные. Они обладают учредительным характером, имеют наивысшую юридическую силу в сравнении со всеми остальными нормативными правовыми актами. Федеральный конституционный источник - Конституция РФ. К региональным конституционным источникам относимы конституции республик России и уставы городов федерального значения, областей, краев, а так же автономных образований.
Федеральная Конституция
Конституция РФ 1993 года, как и все предшествующие конституции России, провозглашается актом высшей юридической силы. Но действующая в данный моментКонституция, отличаясь от остальных, представлена актом прямого воздействия. Подлежит руководствоваться ее нормами в рассмотрении определенных дел в судах, в исполнительных распорядительных органах и т.п. Прямое воздействие Конституции, конечно же, является огромным достижением российской системы права в целом и конституционного права России в частности. Использование конституционно-правовых норм прямо непосредственным образом не исключает возможности применения в дополнение к ним существующих нормативных правовых актов более низких уровней, которые дают развитие нормам Конституции.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 г. подчеркивается, что судам в рассмотрении дел необходимо дать оценку содержанию закона или другого нормативного правового акта, который регулирует рассматриваемое судом правоотношение, и во всех необходимых случаях использовать Конституцию РФ в форме акта прямого воздействия. Суд при разрешении дела использует именно Конституцию, в частности, когда:
- закрепленные нормой Конституции положения, исходящие из ее смысла, не требуют регламентации дополнительного уровня, не содержат указаний на возможности ее использования при условиях принятия федерального закона, который регулирует права, свободы, обязанности гражданина и человека и иные положения;
- суд приходит к выводу, что федеральный закон, который действовал на территории РФ до вступления в силу Конституции Российской Федерации, имеет противоречащее ей значение;
- суд приходит к убежденности, что федеральный закон, который был принят после вступления в силу Конституции РФ, противоречит соответствующими положениям Конституции;
- закон или другой нормативный правовой акт, который принят субъектом России по предмету, относящемуся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, находит противоречие с положениями Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, должныйурегулировать рассматриваемые судом правовые отношения, отсутствует.
В случаях, если статья Конституции Российской Федерации принимает отсылочный характер, суды при рассмотрении ими дел должны использовать закон, который регулирует сложившиеся правовые отношения.
Региональные конституции и уставы
Конституция либо устав субъекта РФ является основным законом, обладающим высшей юридической силой в системе законодательства субъекта Федерации, который принимается в устанавливаемом федеральной Конституцией порядке, определяет статус субъекта Федерации, регламентирует вопросы, которые отнесены к предмету его ведения Конституцией РФ.
В отличие от республик, первоначально обладающих правом принятия собственных конституций, края, области, города федерального значения и автономии обрели право принятия собственных уставов в относительно недавнем времени. Данные источники содержат в себе нормы, которые регламентируют правовой статус какого-либо субъекта Федерации, права, свободы, обязанности граждан, которые проживают на соответствующей местности, порядок образования, функционирования и круг полномочий региональных государственных органов и органов местного самоуправления.
И конституции республик, и уставы субъектов, по своей сущности, являются равнозначными юридическими документами с учредительным характером, которые регламентируют похожие общественные отношения.