Значение и сущность конституции РФ
Терминология «конституция» была известна еще в Древнем Риме, использовалась для выражения разного рода указов и установлений императоров. Но ни феодальное, ни рабовладельческое государство не обладали конституциями как основным законом государства, закрепляющим его устройство.
Конституция в юридической науке представляется основным законом, либо системой законов, которые имеют наивысшую юридическую силу, закрепляют базисы общественного строя и устройства государства, взаимные отношения между личностью и государством и, организацию и деятельность системы органов государства.
Сущность конституций находится в том, что она представляется отражением соотношений сил политики, которое существует во временной период принятия такого основного закона. Принятие вновь созданной конституции либо внесение в нее коренных изменений реализуется классом, который пришел к власти политической и экономической. Конституция является результатом политической и экономической борьбы в обществе, правовое укрепление действительного отношения сил в таком противоборстве.
Важное юридическое свойство - особенный порядок ее принятия и изменения. Данный порядок устанавливается в гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Нормы этой главы устанавливают перечень субъектов, наделяемых правами по внесению предложений о поправках и о пересмотре Конституции:
- Президент РФ;
- Совет Федерации РФ;
- Государственная Дума РФ;
- Правительство РФ;
- законодательные (представительные) органы субъектов;
- депутатские группы Совета Федерации или Государственной Думы при численности- не менее одной пятой палаты.
В Конституции устанавливается разный порядок для изменения глав 1, 2 и 9 и глав 3, 4, 5,6,7, 8. Положения гл. 1, 2 и 9 не могут пересматриваться Федеральным Собранием РФ. Если же такие предложения будут поступать, получат поддержку тремя пятыми голосов от общей численности членов Совета Федерации РФ и депутатов Государственной Думы РФ, то в соответствии с федеральным конституционным законом осуществляется созыв Конституционного собрания. Оно либо утверждает неизменность Конституции, либо вырабатывает новый проект Конституции, который должен быть принят Конституционным Собранием при достижении двух пятых голосов от общей численности его членов либо должен выноситься на всенародное голосование. При произведении всенародного голосования Конституция является принятой, если за нее отдали голоса более половины избирателей, которые участвовали в голосовании, при условии, что приняла участие в нем хотя бы половина избирателей.
Поправки и изменения к главе 3,4,5,6,7,8 Конституции РФ могут приниматься в порядке, который предусмотрен для принятия федерального конституционного закона, предусматривающий одобрение большей частью, но не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ и не меньше двух третей голосов от общего числа Государственной Думы РФ. Данные поправки обретают силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов федерации.
Юридическим свойством Конституции представляется также то, что ее правовая охрана обеспечена при помощи конституционного контроля. Как нами уже было отмечено, в соответствии со статьей 71 Конституции России, контроль над ее соблюдением относим к ведению Российской Федерации, а обеспечение соответствия конституций республик федеративной Конституции является предметом совместного ведения федерации и ее республик. Особенное место в защите Конституции и конституционного строя занимает Президент Российской Федерации, который являясь главой государства, представляется гарантом Конституции, обязанности соблюдения и защиты Конституции входят в содержание президентской присяги.
Задачи и цели конституции
Действующая Конституция РФ по собственной структуре близка с европейскими конституциями, она содержит в себе Преамбулу, Основную часть, представленную 137 статьями, объединенными в первом разделе и состоящих из 9 глав, а также « Заключительные и переходные положения», является вторым разделом.
В преамбуле Конституции российского государства определены задачи и цели государства, к которым традиционно относимы:
- утверждение свобод и прав человека;
- утверждение согласия и гражданского мира в РФ;
- охран исторически образованного единства государства;
- возвышение суверенной государственности России;
- подтверждение незыблемости демократической основы Российского государства;
- обеспечение процветания и благополучия России.
Положения преамбулы обладают торжественно-декларативным характер, проникают через все статьи Основного закона государства, в итоговом счете определяют его значение и смысл. Невзирая на своеобразность правовых конструкций, так как в юридическом понятии преамбула не содержит в себе конституционные принципы и нормы, преамбула обладает важным юридическим значением. Ее положения задают ориентир законодательной и исполнительной власти, правосудию; укрепляют общие государственные обязанности перед гражданами; обладают отправным значением для толкования судебного плана Конституции РФ, конкретно Конституционным судом РФ толкования, касаемо принципов устройства федеративного характера; преамбула имеет важное значение для нахождения права в случае проявления противоречий и пробелов в Конституции РФ, а также, если существует необходимость внесения в нее поправок и пр.
Первую главу «Основы конституционного строя» образуют шестнадцать статей, закрепляющие исходные принципы конституционного урегулирования важных сторон жизни государственного общества, выделяют сущность государства, юридическое положение гражданина и человека, принципы экономических и социальных отношений, базисы политической общественной системы, взаимных отношений религии и государства.
Базисы конституционного устройства образуют первоначальную нормативную базу для прочих российских конституционных положений, целой системы законодательства действующего в настоящее время.