Государство представляет собой совершенно самодостаточную управляющую обществом систему, которая имеет свою внутреннюю логику построения, четкую структуру, особый механизм ввзамодействия составляющих его элементов. Государство сильно отличается своей организацией от органов управления первобытного общества и различных негосударственных образований, следующими признаками: наличие публичной власти, наличие административно-территориального деления, суверенитет власти, наличие налоговой системы.
Рисунок 1.
- Наличие публичной власти.
Обычно под публичной властью понимают власть государственную, осущестляемую аппаратом власти и управления. Наличие публичной власти является основным отличительным признаком государства от органов управления первобытным обществом.
Во времена первобытного строя власть носила исключительно общественный характер и исходила исключительно от населения. Из общей массы населения не выделялись отдельные индивидуумы, которым бы вменялось заниматься только управлением и осуществлением властных полномочий. Властные функции осуществлялись не выделявшимися из общеста и не ставящими себя над ним людьми, а самыми занятыми производительным трудом взрослыми членами отдельно взятого общества, которые объединялись в органы самоуправления. Любой член общества мог участвовать в управлении обществом путем участия в собраниях родовых и иных объединений. Общественная власть, которая основывалась на равенстве всех членов общества, не могла более успешно функционировать, когда произошла дифференциация общества по материальному и иным критериям на разные слои и группы. Влать неизбежно должна была сменить характер на публичный, который опирался на политический аппарат насилия и принуждения. На данный момент публичная власть представляет собой совокупность аппаратов подавления (отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции и т.д.) и управления (органов законодательной и исполнительной власти), которые выступают носителями государственного суверенитета.
В отличие от первобытного строя, публичную власть в обществе теперь осуществляет обособленный от основной массы слой людей, которых госудрство наделило полномочиями в сфере власти и принуждения для того, чтобы управлять волей людей.
- Административно-территориальное деление.
В отличие от первобытнообщинного строя, где власть, носящая характер общественной, распространялась на членов общества по кровнородственному признаку, в зависимости от их принадлежности от к тому или иному роду, в государстве власть распространяется в зависимости от территории их проживания. Территория государства – пространство, в границах которого осуществляется государственная публичная власть. Члены общества на территории государства могут быть гражданами, иностранцами или лицами без гражданства, в зависимости от этого учитывается степень воздействия на них аппарата власти и принуждения той территории, на которой они находятся. Каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти, которая не допускает вмешательство со стороны иных государств в государственные дела. Из-за того, что население делится по территориальному признаку и государственная власть распространяется лишь на население определенной территории, должно осуществляться административно- территориальное деление. Это позволит организовать публичную власть и сделать более эффективным управление наотдельно взятой территории.
- Суверенитет.
Рисунок 2.
Верховенство означает, что государство способно самостоятельно устанавливать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, определять права и обязанности граждан и иных членов общества, а также принимать меры для обеспечения и установления надлежащего правопорядка. Независимость проявляется в том, что имеет место полновластие господствующих слоев населения, при котором государство может независимо от других государств заниматься формированием своей внутренней и внешней политики, и проводить ее в жизнь.
- Налоговая система.
Налоговая система является неотъемлемым признаком государства, поскольку именно за счет налогов содержатся армия, полиция и другие принудительные органы, государственный аппарат в целом, а также за счет анлогов финансируются различные осуществляемые государством образовательные, медицинские, культурные, воспитальные и иного рода социальные программы. Налоги являются одним из основных источников пополнения казны. В зависимости от того, каков тип и характер государства и общества, могут существовать различные виды и размеры налогов. Создание справедливой налоговой системы возможно только при ясном понимании значения и роли государства.
- Формальные атрибуты: гимн, герб,флаг.
Такие атрибуты, как герб, гимн и флаг носят скорее символический характер, но вместе с основными признаками государства они позволяют четко отграничить государственную организацию от организации первообщинного общества и негосударственной организации.
Наряду с основными признаками государства, которые были упомянуты ранее, иногда выделяют еще несколько дополнительных признаков, которые не являются обособленными, а входят в состав основных.
Рисунок 3.