Подходы к классификации производств об административных правонарушениях
В качестве основания классификации видов производств об административных правонарушениях учеными административистами, как правило, используются объем и сложность процессуальной деятельности.
Единства мнений в отношении определения видов производств по административным правонарушениям и их количества, в настоящее время нет.
Так, В.В. Волкова выделяет четыре вида производств:
- обычное,
- ускоренное,
- упрощенное,
- усложненное.
Этой же точки зрения придерживается и М.А. Штатина. С.Н. Братановским выделено лишь общее и упрощенное виды производства.
Некоторыми учеными (В.Я. Кикоть, В.С. Четвериков) отдельные виды производства об административных правонарушениях вообще не выделяются. Однако, большинство исследователей придерживается точки зрения о существовании трех видов производства по административным правонарушениям:
- обычного,
- упрощенного,
- усложненного.
Обычное производство по делам об административных правонарушениях
Обычным называется производство по делам об административных правонарушениях, включающее все стадии производства, являющиеся обязательными.
Другими словами – это совокупность процессуальных действий, которые осуществляют наделенные специальными полномочиями должностные лица, судьи, по отношению к лицам, которые совершили административные правонарушения. В структуру этих процессуальных включены четыре стадии:
- возбуждение административного дела;
- рассмотрение административного дела.
- апелляционная стадия или стадия пересмотра вынесенных по делу постановлений;
- стадия исполнительного производства.
Значительная часть дел об административных правонарушениях рассматривается именно в порядке обычного производства.
Упрощенное производство
Упрощенным называется порядок производства по делу об административном правонарушении при котором, относящиеся к различным стадиям, процессуальные действия совершаются одномоментно и без составления протокола об административном правонарушении.
Упрощенный порядок рассмотрения дела об административном правонарушении предусмотрен статьей 28.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Упрощенное производство может иметь место, если за совершенное физическим лицом правонарушение предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа. Уполномоченное должностное лицо, не составляя протокол, выносит постановление о назначении административного наказания в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ.
Если лицо, совершившее правонарушение, оспаривает данный факт, или не согласно с назначенным наказанием, то протокол об административном правонарушении должен быть составлен и производство по делу приобретает характер обычного.
Усложненное, или особое производство
Усложненное или особое производство по делу об административных правонарушениях предполагает наличие дополнительных стадий или особый порядок возбуждения.
При соблюдении хотя бы одного из следующих условий производство по делу об административном правонарушении относится к усложненному или особому:
- наличие стадии административного расследования в порядке, определенном статьей 28.7 КоАП РФ;
- если вынесенное по делу постановление или решение будет обжаловано либо опротестовано в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ;
- если дело об административном правонарушении возбуждается прокурором;
- дело об административном правонарушении возбуждается в отношении специальных субъектов, например, юридических лиц, некоторых должностных лиц (прокуроры, судьи, депутаты и тому подобное).