Признаки административно-правовых отношений
В юридической науке, принято обозначать несколько подходов к определению признаков административно-правовых отношений. Наиболее популярным является следующее их деление:
- Подобные отношения возникают в процессе государственного управления;
- В качестве обязательно субъекта административных правоотношений выступает орган исполнительной власти как федерального, так и регионального значения;
- Отношения в рамках административного права характеризуются юридическим неравенством субъектов и отношениями по типу «власти-подчинения».
Согласно иной концепции отношений, возникающих в рамках административной отрасли права, выделяют три основных принципа:
- Данные отношения возникают в сфере государственного управления;
- Рассматриваемые отношения могут возникать между всеми субъектами данной отрасли права;
- Правоотношения административной отрасли права разделяются в зависимости от соотношения прав и обязанностей субъектов на два вида: отношения, которые характеризуются соотношением полномочий «власть-подчинение»; отношения, которые именуют равноправными.
Под административно-правовыми отношениями понимаются такие общественные отношения, которые регулируются нормами административной отрасли права, по вопросам, возникающим, в сфере управления.
Основным субъектом административно-правовых отношений является гражданин, которому для защиты его прав должны быть предоставлены максимально широкие возможности.
В рамках административной отрасли права его субъекты выступают носителями взаимных прав и обязанностей, которые ограничены нормами административной отрасли права.
Структура административно-правовых отношений
В структуру административно-правовых отношений входят следующие элементы:
- Субъекты правоотношений;
- Объекты правоотношений;
- Нормативное содержание субъектов и объектов в рамках административной отрасли права.
Субъектами административно-правовых отношений считаются лица, которые имеют компетенции по управлению или иной административно-правовой статус. Субъекты в рамках административной отрасли права делятся на индивидуальные и коллективные.
Под индивидуальными субъектами административных правоотношений понимают граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, лиц, которые имеют специальный административно-правовой статус в рамках административно-правовых отношений, но действующих на индивидуальной основе.
Коллективными субъектами административных правоотношений являются юридические лица, группы лиц, которые действуют как единое публично-правовое образование.
Признаками субъектов, которые функционируют в рамках административной отрасли права, являются:
- Административная правоспособность;
- Административная дееспособность.
Под объектом административных правоотношений понимают решения/действия субъектов данных правоотношений, которые повлекли за собой те или иные правовые последствия.
Объекты данных правоотношений, в юридической науке, принято делить на вторичные/отдельные и непосредственные.
Под непосредственным объектом административных правоотношений понимают действия, поведение человека. Посредством данного поведения на материальные вещи и предметы интеллектуальной собственности оказывается воздействие.
Виды административно-правовых отношений
Административные правоотношения имеют большое разнообразие видов в зависимости от той или иной характеристики.
В зависимости от целей административные правоотношения принято разделять на следующие категории:
- Охранительные правоотношения, которые призваны гарантировать и охранять права и обязанности субъектов данных правоотношений.
- Регулятивные правоотношения, которые при помощи правовых форм и методов регулируют правоотношения субъектов в данной отрасли права.