История административного права
Среди теоретиков отмечается, что начало формирования административного права как правовой дисциплины и самостоятельной научной сферы связано с развитием государственного аппарата в XV-XVI веках. Отрасль юриспруденции, содержащую в себе совокупность правовых норм, регулирующих деятельность администрации, а также те, которые определяют содержание правоотношений, возникающих между государством и управляемыми субъектами права, именовали «полицейским правом», «правом внутренним управления», и сегодняшнее определение - «административное право».
Рисунок 1.
Право внутреннего управления, как предшественник административного права, содержало в себе совокупность норм, установленных государством, которые предназначены для урегулирования характера и содержания мероприятий, применяемых для организации условий безопасности и благосостояния.
Рисунок 2.
В узком смысле под правом внутреннего управления понималось административное право. В широком же смысле административное право представляло собой совокупность норм, определяющих в целом всю государственную деятельность, в том числе финансовое, военное, церковное и международное право.
Административное право – одна из самых молодых отраслей права. Например в западноевропейских странах формирование административного права начинается в эпоху промышленных революций, когда его появление было обусловлено государственной потребностью. В тот момент деятельность государственных институтов по управлению постепенно начинало подвергаться действию административно-правовых норм, имеющих специфический характер. До того как появилось административное право регулирование управления осуществлялось посредством общеправовых норм.
Теоретики отмечают, что, учитывая исторический опыт государственного строительства, предпосылками возникновения и развития административного права могли стать следующие факторы:
Рисунок 3.
Однако, существует и иная точка зрения, согласно которой возникновению и развитию административного права как обособленной отрасли права, способствовали следующие факторы:
- регламентация охраны общественного порядка;
- регламентация государственного управления;
- обеспечение реализации субъективных прав граждан.
В античное время, а затем и в эпоху феодализма административное право не было востребовано в силу того, что отсутствовали соответствующие социальные условия. В государствах этого периода не было потребности в централизованном выполнении полицейских функций (по обеспечению общественного порядка, а также и по обеспечению общего благосостояния). Эти функции в том или ином виде в существовавших в те эпохи поселениях, селах, крепостях и небольших городах выполнялись самими общинами.
Родиной административного права считается Франция. Специалисты объясняют, что более раннему по отношению к другим государствам процессу "формирования административного законодательства в этой стране способствовала Доктрина, в соответствии с которой органы управления должны быть безоговорочно отделены от судов, к которым французская буржуазия не питала доверия".
Развитие административного права
Стремительное развитие административного права в Новое время было обусловлено усилением королевской власти, которая постепенно превращалась в абсолютную. Это происходило во Франции, Пруссии, Швеции, России и других западноевропейских государствах. В это время с развитием городов стал формироваться самостоятельный управленческий аппарат, структура и деятельность которого основывались на нормах публичного права.
Одной из важных предпосылок дальнейшего развития административного права стала церковь с ее сложнейшим, вырабатываемым столетиями, механизмом управления принадлежащей ей недвижимостью и налоговой системой. В католических странах в XVI - XVII вв. организация католической церкви часто использовалась в качестве образца для формирования органов государственного и административного управления.
Возникновение административного права в нынешнем его понимании обусловлено произошедшими коренными изменениями в отношениях между государством (с его административной системой и управленческим аппаратом) и гражданами (самим обществом). Административное право, понимаемое как юридическая материя, содержащая права и обязанности государства и граждан, становилось важнейшим фактором демократического развития второй половины XIX столетия.
Оно разрабатывало свою управленческо-государственную терминологию, создавало специальные правовые нормы, систему категорий, устанавливало формы и методы деятельности. Одновременно административное право представлялось и в качестве самостоятельной юридической дисциплины, которая стала предметом отдельной юридической доктрины. В ту историческую эпоху систематизация понятий административного права пока еще была невозможна.
Прежнее понимание термина "полиция" практически невозможно сравнивать с его современным определением и действующим полицейским правом, выступающим в качестве самостоятельной части административного права (его особенной части). Для этого достаточно обратить внимание на степень разработанности и роль в обществе современного конституционного права.