Бюджетное право и его специфика
Бюджетное право является подотраслью финансового права, представляет его ключевой институт и отличается собственной спецификой, которая выражается в следующем:
- бюджетное право регулирует отношения между бюджетным устройством и бюджетной системой Российской Федерации;
- регулирует отношения между субъектами, административно-территориальными единицами и органами представительной и исполнительной власти;
- рассматривает протекание бюджетного процесса, то есть устанавливает порядок составления, рассмотрения, утверждения и выполнения бюджетов;
- устанавливает порядок организации контроля за исполнением бюджетов.
Рисунок 1. Понятие бюджетного права в Российской Федерации
Все эти отличительные черты представляют собой общественные правовые отношения, которые тесно взаимосвязаны и в общем смысле называются бюджетными правоотношениями.
Таким образом, бюджетное право представляет собой совокупность юридических норм, по которым строится и работает бюджетная система страны, ориентируется зона ответственности центральных и местных органов государственной власти и государственного управления по составлению, обсуждению, утверждению и выполнению бюджета.
Нормы бюджетного права
Нормы бюджетного права по собственному содержанию и характеру регулируемых отношений разделяются на два вида: материальные и процессуальные.
Материальные нормы регулируют бюджетное устройство и бюджетную систему России, состав и направление доходов и расходов, возможности по получению финансовых прибылей и т. д. По своей сути они формируют базу бюджетного права.
Процессуальные нормы выполняют скорее второстепенную, подчиненную роль по отношению к материальным нормам бюджетного права. Однако они также значимы, поскольку обеспечивают верное применение материальных норм. Характерной спецификой процессуальных норм считается их процессуальный характер. Это связано с тем, что они регламентируют бюджетный процесс - операцию составления, рассмотрения, утверждения и выполнения бюджетов и докладов об их выполнении.
Процессуальные нормы распределяются по стадиям бюджетного процесса. Необыкновенно существенную роль они играют в точной регламентации по поводу разрешения разногласий, образующихся при рассмотрении и утверждении бюджетов.
Данные нормы регулируют бюджетные правоотношения, к которым относятся отношения, образующиеся между субъектами в процессе:
- формирования доходов и реализации затрат бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов муниципальных внебюджетных фондов;
- составления и рассмотрения планов бюджетов всех уровней бюджетной системы, их утверждения и выполнения, а также непосредственным государственным контролем за их исполнением.
Бюджетный процесс
Понятие бюджетного процесса раскрывает ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, определяя его как регламентированную нормами права работу органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и обсуждению планов бюджета, планов бюджетов муниципальных внебюджетных фондов, их утверждению и выполнению, а также по контролю за их исполнением.
В бюджетном процессе вполне можно выделить следующие ключевые стадии:
- формирование планов бюджетов и муниципальных внебюджетных фондов;
- обсуждение и утверждение планов бюджетов и муниципальных внебюджетных фондов;
- выполнение бюджетов и муниципальных внебюджетных фондов;
- формирование, обсуждение и утверждение докладов о выполнении бюджетов и муниципальных внебюджетных фондов.
При этом на всех стадиях бюджетного процесса осуществляется государственный бюджетный контроль.
- Формирование плана бюджета.
В России формирование планов бюджетов входит в зону ответственности исполнительных органов власти и местного самоуправления.
Формирование бюджета основывается на Бюджетном послании Президента РФ; мониторинге социально-экономического развития конкретной местности на еще один год; ключевых инструкциях финансовой и налоговой деятельности и других программных и плановых документах.
Конкретное формирование планов бюджетов исполняют Министерство финансов РФ, бюджетные органы субъектов России и городских образований. Формирование плана федерального бюджета наступает не позже чем за 10 месяцев до начала следующего года.
-
Обсуждение и утверждение бюджета.
Правительство РФ вносит в Государственную Думу план федерального закона о федеральном бюджете, где проходит его тщательное обсуждение и оценка, после чего он утверждается.
-
Выполнение бюджета.
Исполнить бюджет - значит вовремя получить все запланированные по бюджету доходы и своевременно произвести все запланированные по бюджету расходы.
В России выполнение бюджетов, управление их счетами и средствами возлагается на органы исполнительной власти. Федеральный бюджет исполняется Федеральным казначейством. В ряде случаев Федеральное казначейство исполняет и бюджеты субъектов Российской Федерации и городских образований. Так, устанавливается казначейское выполнение бюджета.
-
Формирование, обсуждение и утверждение доклада (отчета) о выполнении бюджета.
Раз в год не позже 1 июня текущего года Правительство РФ подает в Счетную палату РФ доклад о выполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона.
Счетная палата РФ проверяет отчет и готовит решение по нему на протяжении 4,5 месяцев после представления, используя материалы и результаты осуществленных проверок. Затем Государственная Дума рассматривает доклад о выполнении федерального бюджета на протяжении 1,5 месяцев после получения решения Счетной палаты РФ.
По результатам рассмотрения отчета о выполнении федерального бюджета и решения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений:
- о утверждении отчета о выполнении федерального бюджета;
- о отклонении отчета о выполнении федерального бюджета.