Виды объектов интеллектуальной собственности
Состав объектов интеллектуальной собственности представлен такими результатами интеллектуальной деятельности, которые в соответствии с действующим гражданским законодательством (ч. IV ГК РФ), находятся под правовой защитой
Анализ соответствующих нормативных предписания Гражданского кодекса РФ, позволяет выявить то, что в кодексе обозначены шестнадцать видов объектов интеллектуальной собственности, для удобства исследования которых предлагается их разделение на группы:
- Объекты авторских прав, принадлежащих создателям произведений литературы и науки, художественных произведений и т.д.;
- Объекты смежных прав, связанных с записью фонограммы, исполнением произведения и т.д., принадлежащие соответственно звукозаписывающей организации, исполнителю и т.д.;
- Объекты патентных прав, возникающих в связи с совершением изобретения, а равно созданием полезной модели или промышленного образца;
- Приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридических лиц, а также товаров, работ и услуг, в том числе товарные знаки, коммерческие обозначения, фирменные наименования и т.д.
- Не вошедшие в вышеназванные категории, иные объекты интеллектуальной собственности, подлежащие правовой защите: ноу-хау, топологии интегральных микросхем, и пр.
Особенности объектов интеллектуальной собственности
Объекты авторского права характеризуется тем, что права в их отношении не требуя регистрации, возникают у автора в силу факта создания соответствующего произведения, при условии соблюдения предъявляемых к объектам интеллектуальной собственности требований. При этом сами по себе произведения не содержат прямой связи с предпринимательством, производством или иной экономической деятельностью коммерческой направленности, а принадлежат в общечеловеческом смысле к культурной сфере общественной жизни.
Смежные права возникают в связи с использованием в установленном порядке объектов права авторского.
Средства индивидуализации характеризуются широкой распространенностью в предпринимательской сфере, выступаю ключевым средством индивидуализации участников гражданского оборота, а также производимых, выполняемых и оказываемых ими товаров, работ и услуг соответственно.
Значение объектов патентного права и нетрадиционных (иных) объектов состоит в их, своего рода, инструментальной ценности, поскольку они выступают средством организации, развития и совершенствования производственных процессов и механизмов.
Также в доктрине Гражданского права существует точка зрения о целесообразности классифицировать объекты интеллектуальной собственности путем деления на результаты интеллектуальной деятельности человека и средства индивидуализации.
При этом результат внутренней классификации соответствующих категорий позволяет выделить внутри каждой из них названные выше группы. Так, к результатам интеллектуальной деятельности предлагается относить:
- Объекты авторского права: литературные произведения, программы для ЭВМ и т.д.;
- Объекты смежных прав: исполнения произведений, режиссерские постановки, передачи организаций эфирного и кабельного вещания и т.д.;
- Объекты патентных прав: промышленные образцы, изобретения, полезные модели.
В свою очередь категорию средств индивидуализации составляют названные выше товарные знаки и знаки обслуживания, коммерческие обозначения и пр.
Основанием такой классификации является различие в происхождении соответствующих объектов интеллектуальной собственности, вызванное тем, что средства индивидуализации по своей сути не являются результатами интеллектуальной творческой деятельности, являясь аналогичными иным объектам интеллектуальной собственности лишь в силу установленного законом правового режима. При этом назначение соответствующих средств индивидуализации также отлично от традиционных объектов интеллектуальной собственности, и состоит в предоставлении путем их использования возможности для индивидуализации в гражданском обороте.