Коммерческая тайна не требует официального признания в качестве объекта интеллектуальной собственности, отдельного подтверждения ее охраноспособности, проведения государственной регистрации или соблюдения иных формальностей, уплаты пошлины.
Коммерческой тайной могут охраняться, например, методики производства отдельных продуктов, логические решения в сфере поставок товаров, эксклюзивные условия оказания определенных услуг.
Особенностью коммерческой тайны является то обстоятельство, что проверка охраноспособности коммерческой тайны происходит в тот момент, когда право на нее подвергается нарушению либо оспаривается третьими лицами. В таких случаях суду требуется установить, существует ли коммерческая тайна вообще и подлежит ли она защите.
Защита коммерческой тайны происходит исключительно по инициативе лица, которому она предположительно принадлежит. Во всех случаях таким субъектом является лицо, занимающееся хозяйственной деятельностью (индивидуальный предприниматель или организация).
Требования к коммерческой тайне
В российском законодательстве, как и законодательстве большинства стран Европы, к коммерческой тайне предъявляются требования:
- Во-первых, информация действительно имеет реальную или потенциальную коммерческую ценность по причине неизвестности третьим лицам. По этой причине к коммерческой тайне не относятся сведения, не представляющие интереса для окружающих, а также не могут использоваться третьими лицами для собственных целей. Кроме того, те сведения, которые обладают действительной или потенциальной ценностью, должны быть неизвестны третьим лицам. К третьим лицам относятся те, для которых данные сведения представляют именно коммерческий интерес: иные предприниматели, контрагенты, потребители. Известность подобных сведения сотрудникам контролирующих органов значения не имеет;
- Во-вторых, к подобной информации должен быть закрыт свободный доступ на законном основании. В противном случае подобная информация не является коммерческой тайной;
- В-третьих, обладатель информации должен принимать меры к охране конфиденциальности подобных сведений. Спектр таких мероприятий может быть весьма обширным. Сюда относятся разнообразные меры юридического и организационного характера. Подобный признак, возможно, стоит признать решающим при отнесении конкретных сведений к коммерческой тайне. Если субъект не принимает мер к охране определенного рода сведений, то он вряд ли может надеяться на ее защиту в режиме коммерческой тайны.
Срок охраны коммерческой тайны
Согласно нормам соглашения ТРИПС срок действия коммерческой тайны временем не ограничен.
Подобное положение вещей является гораздо более удачным решением, в сравнении, например, с патентной охраной. Срок охраны патента в большинстве стран составляет двадцать лет или даже менее, если владелец патента не платит ежегодную пошлину. С другой стороны, при несоблюдении описанных выше условий правового режима коммерческой тайны, она может быть легко нарушена третьими лицами.
Право на защиту коммерческой тайны действует до тех пор, пока имеет место фактическая монополия субъекта на конкретную информацию, а также соблюдаются предусмотренные законом условия ее охраны. Например, производитель Кока-колы сохраняет режим охраны коммерческой тайны до тех пор, пока занимается производством данного напитка. В случае, если предприниматель утратит интерес к производству данного продукта, секреты и особенности его производства перестанут подпадать под защиту правового режима коммерческой тайны.