Понятие и общая характеристика принципа самоуправления адвокатуры
Адвокатура в любом современном демократическом государстве выступает основополагающим институтом гражданского общества, деятельность которого, в полном объеме, направлена на обеспечение защиты и восстановления прав и законных интересов граждан и их объединений.
При этом с учетом высокой социальной значимости адвокатуры, ее деятельность не может быть организована и осуществлена стихийно – в этой связи, на уровне действующего федерального законодательства сформирована целостная система нормативно-правового регулирования, положениями которой упорядочиваются вопросы организации и деятельности адвокатуры в РФ.
В частности, в рамках обозначенной законодательной системы, разработана и утверждена также совокупность принципов (основных начал) организации и функционирования адвокатуры. Их значение, с одной стороны, состоит в том, чтобы обеспечивать единообразие и прозрачность адвокатской деятельности в РФ, а с другой – в том, чтобы способствовать формированию целостного представления о специфике деятельности рассматриваемого института.
В свою очередь, в числе обозначенных принципов основополагающая роль принадлежит такому началу как принцип адвокатского самоуправления, определение которого в общем виде может быть сформулировано так:
Принцип самоуправления – важнейшее начало организации и деятельности адвокатуры, содержание которого состоит в недопустимости создания, управления или ликвидации адвокатских образований по волеизъявлению органов государственной власти, местного самоуправления, а равно любых иных лиц, не являющихся адвокатами.
Иными словами, самоуправление адвокатуры предполагает, что всеми вопросы организации и последующей деятельности адвокатуры находится в исключительном ведении адвокатов, и не могут быть переданы кому-либо другому.
В частности, адвокатское самоуправление проявляется в независимом избрании органов управления адвокатских образований, принятии внутренних нормативных документов – положений, уставов, и т.д.
В специальной литературе применительно к общей характеристике принципа самоуправления отмечается, что он органично вытекает из негосударственного характера адвокатуры в нашей стране, и ее прямого отнесения к числу институтов гражданского общества.
Кроме того, в рамках представленной статьи для целей формирования целостного представления о самоуправлении адвокатов представляется целесообразным остановиться на подробном анализе органов адвокатского самоуправления.
Региональная адвокатская палата как орган адвокатского самоуправления
С принятием ныне действующего Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуры в системе отечественного правового регулирования был закреплен такой орган адвокатского самоуправления как адвокатская палата. С точки зрения правосубъектности, соответствующий орган признается юридическим лицом, и наделяется, в этой связи, всеми необходимым правами и обязанностями, присущими таким лицам, в том числе обязанностью по совершению государственной регистрации в установленном порядке.
Кроме того, прямо подчеркивается негосударственный и некоммерческий характер деятельности рассматриваемого органа, а также обязательное членство в составе адвокатской палаты всех лиц, получивших в установленном законом порядке статус адвоката на территории соответствующего субъекта РФ.
Иными словами, на каждого адвоката в нашей стране возложена обязанность состоять в определенном адвокатском образовании и в региональной палате адвокатов.
В числе основных целей региональной палаты адвокатов, как органа адвокатского самоуправления, действующим законодательством признаются:
- Организационная деятельность по обеспечению адвокатами, входящими в состав палаты оказания квалифицированной юридической помощи, обеспечению ее доступности для граждан и юридических лиц, в том числе посредством организации возможности оказания бесплатной юридической помощи, в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством;
- Представительство и отстаивание интересов, входящих в состав палаты адвокатов в различных органах государственной власти, местного самоуправления, негосударственных общественных организациях, и т.д.;
- Контроль уровня профессиональной подготовки всех адвокатов, входящих в состав палаты, контроль соблюдения адвокатами требований профессиональной этики, и т.д.
Органы управления региональной адвокатской палаты
Для целей обеспечения реального выполнения обозначенных выше задач, стоящих перед адвокатской палатой, в ее составе формируются органы управления.
Так, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что в качестве высшего органа управления адвокатской палаты выступает общее собрание адвокатов, созываемое не реже одного раза в год. При этом в качестве условия правомочности соответствующего собрания выступает участие не менее двух третей членов адвокатской палаты.
В свою очередь, в числе полномочий общего собрания действующим законодательством предусматривается:
- Формирование совета региональной палаты, в том числе посредством избрания новых участников и прекращения полномочий членов совета;
- Формирование состава ревизионной и квалификационной комиссий из состава адвокатов соответствующей субъекта;
- Установления обязательного для всех членов палаты размера обязательных отчислений, собираемых на общие нужды палаты;
- Утверждение сметы расходов палаты на будущий год, а также отчетов совета об исполнении предыдущей сметы расходов.
Принятие решений по обозначенным, а равно многим другим вопросам происходит посредством простого голосования, и считается правомочным при наличии большинства голосов участников общего съезда.