Зарождение адвокатуры в России
В специальных историко-юридических исследованиях, посвященных изучению вопроса о формировании в нашей стране института адвокатуры, отмечается, что первые упоминания о его предпосылках – институте поверенных, обнаруживаются уже в источниках XV века.
Так в Новгородских актах XV века впервые содержались исключения из ранее действовавшего принципа личной явки в суд. Отмечается, что обозначенное преобразование во многом было связано с развитой торговой жизнь в городе, которая поспособствовала предоставлению каждому гражданину права иметь поверенного в процессе. Кроме того, указание на право иметь поверенных имелось в содержании Псковской судной грамоты, предоставившей соответствующую возможность женщинам, детям, монахам, «дряхлым старикам» и глухим.
При этом в рассматриваемый период регламентировался также правовой статус судебных поверенных. В частности, устанавливался запрет вести поверенным более одного дела в день.
Продолжение развития института поверенных в России произошло в связи с принятием в 1649 году Уложения Алексея Михайловича, в содержании которого, несмотря на сохранение принципа личной явки в процесс, предусматривалась возможность «прислать в своё место искать или отвечать, кому верит», в случае болезни процессуальной стороны.
Несмотря на обозначенную положительную тенденцию формирования института поверенных, в конце XVII века произошли негативные для судебного представительства процессы – в связи с устранением начал состязательности значительно уменьшилась потребность в соответствующем представительстве, а деятельность поверенных во многом стала неявной, и, к сожалению, в большинстве случаев сводилась к даче взятки должностному лицу, составлении доноса или кляузы, и т. д.
Десятилетия упадка института поверенных не могли остаться незамеченными со стороны властей – так, в 1822 на Государственном совете (высший законосовещательный орган Российской Империи) была высказана идея об обусловленности низкого уровня адвокатуры недостатками ее организации. В этой связи, в течение первой половины XIX в. наблюдалось принятие отдельных нормативно-правовых актов, направленных на упорядочение деятельности судебных поверенных, которые впоследствии, входили в содержание Свода Законов Российской Империи.
В частности, в рассматриваемый период был строго определен круг лиц, которые не могли выступать в качестве судебных представителей.
Так, например, был установлен запрет на осуществление судебного представительства малолетними, духовными особами, включая монахов и монахинь, чиновниками, исключенными из службы за преступление или дурное поведение, и т.д.
Реформа адвокатура в XIX веке
Как было отмечено выше, идея о необходимости реорганизации российской адвокатуры обсуждалась на протяжении всей первой половины XIX в., однако практическое воплощение соответствующих идей было проведено только в рамках судебной реформы 1864 г. При этом, в результате его проведения, на законодательном уровне были установлены следующие признаки адвокатуры в Российской Империи:
- Четко обозначался публичный характер адвокатской деятельности, несмотря на конечное представительство адвокатом частных интересов доверителей;
- Назначение присяжных стряпчих было отнесено к ведению министра юстиции, и осуществлялось из числа лиц, освоивших курс юридических наук и имевших опыт практической работы;
- Особо детализировался статус адвокатов – устанавливалась обязанность приведения к присяге при назначении на должность, обязанность определять размер вознаграждения на основании таксы, обязанность оказывать юридическую помощь бедным на безвозмездной основе, и т.д.
Наряду с установлением обозначенных признаков, в результате Судебной реформы 1864 г. был детально разработан перечень требований, предъявляемых к адвокатам, посредством установления круга лиц, которые не могли приобрести статус поверенного.
В частности отмечалось, что присяжными поверенными (адвокатами) не могут быть лица в возрасте до 25 лет, иностранные граждане, лица, объявленные в установленном порядке несостоятельными должниками, подвергшиеся лишению или ограничению прав состояния по приговору суда, священнослужители, а равно лица, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда, и пр.
Развитие адвокатуры в Советский период
С установлением Советской власти организация и деятельность адвокатуры в нашей стране претерпела значительные изменения – основными источниками правового регулирования в соответствующей сфере становились положения, принимаемые в пределах компетенции законодательными органами союзных республик.
В общем виде, следует отметить, что адвокатская деятельность в обозначенный период осуществлялась в рамках образуемых на региональном уровне коллегий адвокатов, а также формируемых в городах и районах юридических консультациях, объединявших адвокатов соответствующего муниципального образования.
Адвокату, являющемуся членом коллегии определенного уровня, предоставлялось право выступать во всех судебных органах СССР. Кроме того, были сохранены обозначенные в законодательстве Российской Империи требования к лицам, претендующим на получение статуса адвоката, включая требование о наличии гражданства СССР, наличии высшего юридического образования, а также не менее двух лет профессионального стажа.
Кроме того, детализировались разного рода ограничения и обязанности, связанные с членством в адвокатском образовании и осуществлением соответствующей правозащитной деятельности. В частности, адвокату запрещалось отказаться от принятой на себя защиты, запрещалось разглашать сведения, ставшие ему известны от клиента, и т.д. В отдельных случаях (например, при рассмотрении дел по обвинению несовершеннолетних в совершении преступления) на законодательном уровне также устанавливалось требование об обязательном участии адвоката в процессе.