Постановления верховного суда об административных правонарушениях
Кодекс об Административных правонарушениях весьма разнообразен, не все его положения имеют единую трактовку, а следовательно возникают спорные ситуации и выносятся неоднозначные решения по делам об административных правонарушениях.
С целью разрешения спорных моментов, однозначности трактовок норм законодательства Пленум Верховного Суда РФ вынес ряд постановлений, которые дают разъяснения по ряду спорных вопросов отрасли административного права.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 года №13
В тексте данного документа указано, что вопросы, связанные с Налоговым кодексом РФ, но при этом, имеющие признаки правонарушения в области административного права, подлежат рассмотрению по КоАП РФ. При этом не предусмотрено применение данного кодекса при совершении правонарушений, которые подпадают под рассмотрение другими отраслями права.
В случае, когда правонарушения подпадают под нормы и административного права и международного договора, применяются нормы международного договора.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 года №40
Рассматривая вопрос о подведомственности правонарушений необходимо руководствоваться данным решением, согласно которому, дела об административных правонарушениях разрешают:
- Судьи районных судов.
- Судьи гарнизонных судов.
- Судами общей юрисдикции.
Общая территориальная подсудность меняется по ходатайству лица, который фигурирует в деле, для рассмотрения по месту его жительства в связи с уважительными причинами. Однако, если подобное ходатайство подается от юридического лица его защитником, то оно не подлежит удовлетворению.
Лицо, которое ходатайствует о переносе рассмотрения дела по месту своего жительства, согласно действующему законодательству, не обязано указывать причину своей просьбы или предоставлять документы ее подтверждающие.
Судья может, как удовлетворить ходатайство, так и вынести решение с отказом по нему с целью обеспечения баланса прав всех участников процесса.
На этапе подготовке дела к рассмотрению судья должен проверить правильность оформления и составления всех представленных к рассмотрению документов, в частности протокола об административном правонарушении. Если по одному делу проходит несколько протоколов, то каждый из них рассматривается по отдельности, при этом судьей определяется лицо, его составившее, правомерность и правильность составления. При обнаружении неточностей и ошибок в протоколе, в зависимости от того возможно ли их восполнить в период рассмотрения дела или нет, принимается решение о дальнейшем течении дела.
В данном Постановлении более подробно рассмотрены вопросы проверки протокола судьей на этапе подготовки к слушаньям.
Так же согласно этому же постановлению разъясняются вопросы сроков рассмотрения дела, извещение судом всех сторон дела о месте и времени его рассмотрения. При этом, допускается использование всех доступных средств связи.
Если стороны дела или одна из сторон изъявит желание привести с собой на суд защитника, то может это сделать. В данном Постановлении разъясняются особенности его присутствия и участия в деле.
Также по делу может вестись Протокол. Особенности его ведения рассмотрены в ст.9, ст. 10 вышеуказанного нормативного акта.
Согласно ст. 11 вышеуказанного нормативно-правового акта потерпевшим лицом в рамках административного правонарушения признается лицо, которому причинен вред физического, имущественного и морального характера.
В случае необходимости специальных знаний в какой-либо области суд может запросить заключение специалиста.
Ст. 13 настоящего Постановления рассматривает вопрос о применении презумпции невиновности.
Всего вышеуказанное постановление содержит 37 пунктов, которые рассматривают различные аспекты правонарушений в административной отрасли права.