Понятие и структура административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения - это такие отношения, которые формируются в социуме и регулируются определенными нормами административного права.
Они различаются по формам реализации административного права. Норма административного права обычно считается предпосылкой и необходимым условием возникновения административно-правовых отношений. Стоит отметить, что никакие административно-правовые отношения не способны появиться без административно-судебной нормы, но, с другой стороны, административно-судебная норма может существовать отдельно, не порождая каких-то новых административно-правовых отношений в обществе. Ведь существуют такие административно-судебные нормы, которые образуются в условиях чрезвычайной ситуации и становятся востребованными, но пока что не созданы определенные условия и обстоятельства, в которых они могут реализоваться, поэтому они и не формируют новых административно-правовых отношений.
Все правовые отношения, которые складываются в социуме, имеют особенность, отражающую специфику их отрасли, так правовые отношения отличаются от иных правоотношений своим содержанием, наполнением, а также тем, что они обычно опосредуют сферу организационно-правовой деятельности государства и направлены на правильную организацию жизни человеческого общества, а также на его эффективное функционирование.
Стоит отметить, что административно-правовые отношения способны проявляться только в качестве правовых отношений, формирующихся в социуме, в отличие от брачных, имущественных, трудовых отношений, которые формируются и существуют сами по себе, независимо от того, контролируются они законом или нет.
Только государство опосредует, ведет правовые отношения в правильном направлении, формулирует нормы и создает новые типы частного права. Правовые отношения могут появиться только в том случае, если они будут контролироваться и защищаться теми или иными нормами административного права.
К тому же, самой главной особенностью административно-правовых отношений считается то, что они очень разнообразны. Стоит отметить также еще и то, что, даже после смерти того или иного человека административно-правовые нормы и отношения отстаивают его память в законодательстве. Сами административно-правовые отношения, формирующиеся в социуме, понимаются как совокупность обязательных взаимосвязанных элементов, к которым относятся:
- субъекты судебно-административных отношений;
- объекты административных правоотношений;
- права, обязанности и характер общения участников судебных административных правоотношений;
- условия возникновения судебных административных правоотношений (юридические факты).
Субъектами административно-правовых отношений, формирующихся в социуме, являются участники этих отношений. Участниками отношений могут быть абсолютно любые государственные органы, их структурные подразделения, должностные и иные работники, предприятия, учреждения и другие организации, граждане и их общественные объединения.
Объектами судебно-административных отношений является все то, из-за чего эти отношения зарождаются, продолжаются и развиваются.
Условиями возникновения административно-правовых отношений обычно считаются какие-то конкретные юридические факты, а именно реальные обстоятельства, которые служат основанием для проявления, изменения или завершения конкретных административно-правовых отношений. Каждый из участников отдельного административно-правового отношения обладает субъективными правами и юридическими обязанностями, гарантированными государственной защитой и доступом к применению тех или иных административных санкций.
Отношения административно-правовые между самими участниками могут быть использованы во многих методах: метод движения, при котором лицо, которому адресованы рекомендации, способно их принять, модифицировать, учитывая потребности и способности своих собственных, или оставить их без каких-либо последствий; метод разрешения, при котором участники взаимно соглашаются со своими позициями; и метод подотчетности друг за друга, перед субъектами друг перед другом; и в конце концов, административно-договорные методы.
Административная норма вступает в силу только тогда, когда создаются правовые условия для ее осуществления в виде конкретных событий (смерть, чрезвычайное положение) или действий физических или юридических лиц. Разница между событиями и действиями состоит в том, что события происходят и развиваются независимо от воли людей, а действия всегда имеют ярко выраженный, целенаправленный характер. Действия могут быть законными или незаконными, но и те, и другие создают административно-правовые отношения, если закон придает им статус юридических фактов. Большинство правовых административных отношений порождается правовыми позитивными действиями физических и юридических лиц, в отличие, например, от правовых уголовных отношений. Это еще одна специфика административно-правовых отношений.
Виды административно-правовых отношений
Существует множество видов правовых административных отношений, которые выделяются по различным классификационным признакам:
- по силе характера взаимоотношений между участниками выделяют вертикальные (между министерством и подведомственными ему организациями, президентом и его подчиненными), горизонтальные (между двумя министерствами, каждым структурным элементом всех других органов исполнительной власти, их внутренними связями друг с другом) и диагональные (между требованиями государства, пожарными инспекторами и другими должностными лицами объекта проверки);
- по характеру создаваемых ими юридических фактов выделяют отношения, формируемые правовыми и незаконными актами (правоотношение, формируемое правовыми действиями, направлено на осуществление верховенства права, а правоотношение, создаваемое незаконными действиями, направлено на осуществление его наказания);
- по сроку действия выделяют неограниченные, срочные и краткосрочные отношения;
- по объему и месту в системе административно-правового регулирования выделяют общие, отраслевые и межотраслевые административно-правовые отношения на федеральном, региональном и местном уровнях.