Основы механизма административно-правового регулирования
Механизм регулирования административно-правовых отношений представляет собой совокупность правовых средств, процессов и состояний, наступающих в волевых общественных отношениях в сфере государственного управления из-за действия на них административно-правовых норм.
Категория механизма административно-правовой регулировки выработана юридической наукой для отражения права в развитии, выявления закономерностей его функционирования, увеличения производительности правового регулирования.
Данный механизм неоднороден, его структуру составляют следующие элементы:
- нормы административного права и его основы, воплощенные в законах, указах и прочих нормативных актах;
- акты толкования норм административного права, издаваемые уполномоченными органами;
- акты использования норм административного права;
- административно-правовые отношения;
- правосознание, юридические прецеденты, законность.
Каждый элемент механизма исполняет специфическую роль в регулировке поведения людей и образующихся на его базе общественных взаимоотношений. Одновременно данные элементы выступают в роли юридических средств административно-правовой регулировки, действуя при этом в определенной последовательности.
В целом административно-правовое регулирование – это процесс поочередного применения административно-правовых средств для достижения определенных целей регулировки поведения участников общественных правоотношений.
В административно-правовой науке и в практике государственного управления огромное значение придается точному правовому регулированию общественных отношений, образующихся в указанной области, ведется работа по ликвидации дублирования, переходу от административных способов к финансовым, укреплению дисциплины, законности.
Основными средствами механизма административно-правовой регулировки считаются нормативные и индивидуальные акты. Акты использования норм административного права срабатывают в механизме как средство индивидуализации прав, обязанностей и мер ответственности. В то же время индивидуализируются положения той или другой нормы административного права, определяется ее характер и регламентируемые ей права и прямые обязанности участников отношения.
Наиболее актуальными составляющими в механизме административно-правового регулирования считаются нормы и отношения. Их следует рассмотреть подробнее.
Административно-правовые нормы
Нормы - это установленные или же организованные государством правила, регулирующие общественные отношения в области государственного управления, реализация которых, как и норм иных отраслей права, при несоблюдении поддерживается государственным принуждением.
В административно-правовых нормах именно выражается регулятивная роль административного права, которая проявляется в следующих аспектах:
- административно-правовые нормы преследуют задачу обеспечивания подобающей упорядоченности и функционирования, как всей системы государственного управления, так и ее отдельных звеньев, а также разумного их взаимодействия;
- административно-правовые нормы характеризуют тот либо другой вариант подобающего поведения всех лиц и организаций государства, работающих именно в управленческой области и реализующих определенные функции, затрагивая при этом своими действиями некоторым образом интересы данной сферы;
- административно-правовые нормы созданы для обеспечивания исполнительной власти, то есть выполнения, реализации на практике требований государственных законов;
- административно-правовые нормы, определяя границы подобающего поведения в управленческой области, действуют для установления и обеспечивания прочного режима законности и дисциплины в социальных отношениях, образующихся в государственно-управленческой сфере.
Кроме того, административно-правовые нормы считаются актом правотворчества, элементом зоны ответственности соответствующих органов государственной власти.
Административно-правовые отношения
Административно-правовые отношения представляют собой урегулированные административно-правовыми нормами управленческие общественные отношения, где стороны выступают как носители обоюдных прямых обязанностей и прав, установленных данными нормами.
По своей сущности административно-правовые отношения имеют некоторые отличительные черты:
- они складываются в связи с реализацией органами государственного управления возложенных на них задач исполнительно-распорядительной деятельности;
- их участниками могут быть самые разные субъекты: органы государственного управления, компании, учреждения, должностные лица, публичные организации, граждане, чьи интересы связаны этой сферой;
- наличие неотъемлемого субъекта, в роли которого выступает орган государственного управления;
- неотъемлемый субъект всегда действует властно, так как располагает полномочиями юридически властного характера;
- образуются по инициативе любого субъекта административного права (хотя при этом желание второй стороны не является неотъемлемым условием их зарождения);
- споры между сторонами административно-правовых отношений разрешаются, как правило, в административном (внесудебном) порядке, методом конкретного юридически властного постановления уполномоченного органа управления или его должностного лица. В качестве исключительных случаев законодательством установлен судебный порядок разрешения каких-либо административно-правовых споров.
- в случае нарушения одной из сторон требований административно-правовых норм данная сторона несет юридическую ответственность перед государством в лице его органов.
Структура административно-правовых отношений представлена в совокупности трех составляющих: субъектов, объекта и содержания правоотношений, которое раскрывает конкретные права и обязанности, запреты и ограничения.