Нарушение поднадзорным лицом ограничений и обязанностей, сопутствующих административному надзору, дает основания полагать, что оно всё ещё представляет опасность для общества, поскольку не способно подчиняться таким социальным регуляторам, как нормы права и властные предписания. Нарушение обязанностей и административных ограничений служит основанием для применения к поднадзорному лицу мер ответственности, предусмотренных нормами различных отраслей права.
В первую очередь это нормы административного права, которые регулируют общественные отношения в сфере государственного управления. Ответственность за нарушения режима административного надзора установлена самим Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», а также Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Учитывая опасность, которую представляют некоторые из лиц, отбывших уголовное наказание, и стремясь оградить общество от их повторных посягательств, законодатель также ввел уголовную ответственность за нарушения административного надзора. Формально объектом преступного посягательства выступает общеобязательность судебного решения, которым на поднадзорное лицо возложены обязанности и ограничения. Но можно сказать, что нарушение режима административного надзора – это «поставление в опасность» широкого круга охраняемых общественных отношений, «первый вестник» возможных преступлений.
Ответственность за нарушение режима административного надзора по нормам Закона об административном надзоре
Мерами ответственности по данному Закону являются дополнение и продление административного надзора.
К поднадзорному лицу в судебном порядке могут быть применены дополнительные административные ограничения на основании
- информации об образе жизни и поведении поднадзорного лица
- информации о соблюдении поднадзорным лицом наложенных ограничений.
Для дополнения административных ограничений не требуется факта привлечения поднадзорного лица к административной ответственности.
Продление срока административного надзора возможно в отношении поднадзорных лиц, которые в течение одного года более 2 раз привлекались к административной ответственности за посягательства:
- на порядок управления
- общественный порядок и безопасность
- здоровье населения или общественную нравственность.
Срок административного надзора может быть продлен в рамках предельного срока надзора, предусмотренного законом для данной категории поднадзорных лиц, но в любом случае не более срока судимости.
Административные наказания за нарушения поднадзорными лицами режима административного надзора дифференцированы в зависимости от конкретного деяния
-
Невыполнение обязанностей, предусмотренных Законом об административном надзоре, согласно ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ влечет:
- предупреждение
- административный штраф в размере от 500 до 1000 рублей.
-
Несоблюдение административных ограничений, возложенных судом, согласно ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ карается:
- административным штрафом в размере от 1000 до 1500 рублей
- административным арестом до 15 суток.
-
Если поднадзорное лицо повторно допустит несоблюдение административных ограничений (в течение срока административной наказанности – 1 года), то согласно ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ к нему могут быть применены:
- обязательные работы сроком до 40 часов
- административный арест от 10 до 15 суток.
Уголовный кодекс РФ установил наказуемость двух деяний – уклонения от административного надзора (ч. 1 ст. 314.1 Уголовного кодекса РФ) и неоднократного несоблюдения административных ограничений (ч. 2 ст. 314 УК РФ)
-
За деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 314 УК РФ, к поднадзорному лицу могут быть применены следующие меры уголовной репрессии
- обязательные работы длительностью от 180 до 240 часов
- исправительные работы длительностью до 2 лет
- лишение свободы до одного года.
-
По ч. 2 ст. 314 УК РФ, поднадзорное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в виде
- штрафа в размере до 60 000 рублей или дохода поднадзорного лица за период до 6 месяцев
- обязательных работ продолжительностью от 100 до 180 часов
- исправительных работ сроком до 1 года
- принудительных работ сроком до 1 года
- ареста сроком до 6 месяцев
- лишения свободы сроком до 1 года.
Несмотря на то, что наказание в виде ареста давно включено в УК РФ, фактически оно не применяется по причине отсутствия условий для исполнения (арестных домов).