Главная цель административного надзора
Как и любая деятельность, административный надзор направлен на достижение определенной цели.
Цель – предмет устремления субъекта; конечный результат, на который направлен процесс, осознанный образ предвосхищаемого результата.
Ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» называет целью его введения защиту государственных и общественных интересов. Эта цель присуща всем видам государственно-властной и управленческой деятельности, но в каждом из контрольно-надзорных производств имеет свою специфику, которая раскрывается в круге поставленных задач.
Легальными задачами административного надзора над лицами, отбывшими уголовное наказание в виде лишения свободы, являются:
- индивидуальное профилактическое воздействие на поднадзорных лиц
- частная (специальная) превенция.
Частная превенция – профилактика (предупреждение) совершения новых преступлений и иных правонарушений лицами, уже совершившими преступление.
Если обратиться к ст. 43 Уголовного кодекса РФ, можно заметить, что задачи административного надзора коррелируют с целями наказания. Однако административные ограничения и обязанности не являются продолжением наказания: они применяются в целях защиты общества от преступлений со стороны ранее судимых лиц.
Ч. 3 ст. 55 Конституции РФ указывает, что ограничения прав и свобод граждан могут вводиться только федеральным законом и только в целях:
- защиты основ конституционного строя
- защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц
- обеспечения обороны страны и безопасности государства
При этом следует учитывать позицию Конституционного Суда РФ, который в Постановлении от 30.10.2003 № 15-П отметил, что публичные интересы могут оправдать ограничения прав и свобод, только если такие ограничения являются справедливыми, адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимы для защиты конституционно значимых ценностей, к которым относятся и прав других лиц. Применение к лицу, отбывшему уголовное наказание, административных ограничений должно быть индивидуализированным, т. е. основываться на характере и степени общественной опасности преступления и данных о личности осужденного. Немотивированное, «на всякий случай» установление административного надзора может быть обжаловано поднадзорным лицом как нарушающее его права и свободы.
Превентивная цель достигается установлением для поднадзорного лица ограничений и обязанностей, которые исключают «провоцирующие», способствующие совершению преступлений факторы. Лицу, отбывшему наказания, может быть запрещено:
- находиться в определенных местах (бары, букмекерские конторы)
- посещать массовые мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, спортивные соревнования)
- покидать жилое помещение в определенное время суток (как правило, ночное)
- покидать определенную территорию (село, город, регион, страну в целом).
На поднадзорное лицо в любом случае возлагается обязанность являться в орган внутренних дел для регистрации (от 1 до 4 раз в месяц).
Цели административных ограничений
Цель присуща не только административному надзору в целом, но и административным ограничениям и обязанностям, которые устанавливаются поднадзорному лицу.
Цели административных ограничений заключаются в:
- воспрепятствовании продолжению противоправной деятельности
- воспрепятствовании возобновлению старых и установлению новых преступных связей
- воспрепятствовании совершению правонарушений в определенное время или в определенных местах
- превентивном наблюдении за поведением и образом жизни «неблагонадежного» лица.
Помимо мер государственно-властного принуждения, в содержание административного надзора входят и профилактические мероприятия, которые имеют своей целью исправление поднадзорного лица, т. е. привитие ему понятий о должном и недолжном, правильном и неправильном. К сожалению, данный элемент режима надзора не получил должного отражения в законе и подзаконных актах, принятых в целях его исполнения.