Особенности административной юстиции
Административное судопроизводство (административная юстиция) — это судебный контроль за управленческими действиями органов исполнительной власти и их служащих.
Административная юрисдикция — это совокупность правомочий судов, государственных органов и органов местного управления, установленная законом, по рассмотрению административно-правовых дел и исполнению принятых при рассмотрении дел решений.
Характерные черты административной юстиции:
- Наличие правового спора (управленческого, административно-правового), возникшего в сфере управленческой деятельности. Рассмотрение спора проводится при применении норм частного и публичного права. Административный спор является разновидностью юридического конфликта, имеет публично-правовой природы. Юридическая коллизия возникает между субъектами права (с одной стороны) и государственными органами, органами местного управления, должностными лицами (с другой стороны) вследствие осуществления противозаконного административного нормотворчества, нарушения публичных субъективных прав юридических и физических лиц. Административные правовые споры разрешают суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Судебный контроль выступает процессуально-правовой формой разрешения правового спора.
- Разрешение спора в рамках реализации правосудия.
- Основная цель административной юстиции — это правовая защита публичных прав личности.
- Органы административной юстиции (квазисудебные органы) относительно независимы от других органов управления (ветвей власти), судов общей юрисдикции. Органы административной юстиции осуществляют внешний контроль за работой органов управления.
- К специальным субъектам «административно-юстиционного» правоотношения относятся органы публичного управления, должностные лица, граждане, субъекты исполнительной власти. Судьи обладают специальной квалификацией и знаниями в сфере деятельности органов исполнительной власти.
- Административные споры подведомственны общим судам и специальным административным судам.
Адинистративно-правовые споры рассматриваются по строго установленным процессуальным законодательством правилам, предоставляющим субъектам правового спора процессуальное равенство. При рассмотрении дела должны соблюдаться принципы административного процесса (законность, гласность, состязательность, непосредственность и т. д.).
Юридический результат процесса — признание судом незаконности (законности) или недействительности (действительности) принятых административных актов, совершенных действий (бездействия) органами управления и их должностными лицами.
Административная юстиция в системе судебной деятельности
Административная юстиция является одним из основных средств обеспечения и защиты публичных интересов (ч. 2 ст. 118 Конституции).
Гражданский процесс подразумевает осуществление судами правосудия, включая дела, вытекающие из административно-правовых отношений. ГПК не содержит понятия «административное судопроизводство». Нормы, относящиеся к предмету оспаривания административных актов, называются административным судопроизводством. Законодатель не использует понятия «дела, возникающие из административных правоотношений». Они по умолчанию содержатся в ГПК (подраздел III «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений»).
КоАП РФ устанавливает понятие «производство по делам об административных правонарушениях», при этом отсутствует понятие «административное судопроизводство». Задачи и производства по делам об административных правонарушениях сводятся, главным образом, к полному, всестороннему, своевременному и объективному выяснению обстоятельств дела об административном правонарушении, его разрешению в соответствии с законом, выявлению условий и причин, способствующих возникновению административных правонарушений, обеспечению исполнения постановления.
Дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи, судьи районных, арбитражных судов, гарнизонных военных судов (ст. 23.1 КоАП).
Развитие института административной юстиции тесно связано с проведением судебной реформы. В Конституции (ст. 118) присутствует идея формирования административного судопроизводства как формы осуществления судебной власти. Согласно Конституции, административное производство — это рассмотрение дел, возникающих из административно-правовых и других публично-правовых отношений.
Подведомственность дел арбитражным судам
При распределении подведомственности дел арбитражным судам выделяют положения, относящиеся к административному судопроизводству:
- подведомственность экономических споров и возникающих из административных и публичных правоотношений;
- административное судопроизводство — форма разрешения дел, связанных с осуществлением гражданами и организациями предпринимательской и другой экономической деятельности;
- рассмотрение арбитражными судами споров об оспаривании нормативных актов, затрагивающих права заявителя в сфере предпринимательской (другой экономической) деятельности, если федеральное законодательство относит его к компетенции арбитражного суда.
К рассмотрению арбитражными судами относятся дела об оспаривании ненормативных правовых актов, принятых органами государственной власти РФ и субъектов Федерации, органов местного самоуправления, их действий (бездействия) и решений; о взыскании с граждан и организаций, осуществляющих предпринимательскую (иную эконмическую) деятельность, штрафов и обязательных платежей.
Арбитражный суд при рассмотрении споров об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия), решений государственных органов в процессе судебного заседания:
- проверяет оспариваемый акт, его отдельные положения;
- устанавливает наличие соответствующих полномочий у органа или должностного лица, принявших решение, оспариваемый акт или совершивших противоправные действия;
- определяет соответствие акта и его положений закону, другому нормативно- правовому акту;
- выявляет, нарушают оспариваемый акт, действия или решения права заявителя в сфере экономической (предпринимательской) деятельности.
Если арбитражный суд установит, что права заявителя были нарушены, то он принимает решение признать ненормативный правовой акт недействительным, а решения и действия (бездействия) — незаконными.