Юрисдикционализм – это течение в европейской (в основном итальянской) общественной мысли с конца 17 и до начала 18 века.
Юрисдикционализм является важным элементом культуры раннего европейского Просвещения.
Юрисдикционализм сформировался в 17 веке на основе трудов научных исследователей ряда государств (Петера Маастрихтского из Голландии, С. Де Тильмона из Франции, Паоло Сарпи из Венеции) в ходе возникших конфликтов между юридическими лицами, представлявшими церковные и светские юридические институты.
После проведения Тридентского Собора отношения между церковью и государством, между общественным и религиозным сознанием перешли в совершенно иную фазу.
Решения Тридентского собора
Тридентский Собор закрепил верховенство пап. Был создан Римский католицизм, как транснациональная монархическая надгосударственная организация с общим центром управления — папой римским, суждения которого по вопросам морали и веры обладают непогрешимостью. Были приняты такие решения:
- Создана идеологическая основа в виде Библии.
- Вульгата, или перевод Библии с латинского, является основной Библией католической церкви.
- Принят указ касательно Индекса запрещенных книг.
- Утвержден орден иезуитов.
- Указано, что автором книг Заветов (Ветхого и Нового) является Бог.
- Подписан Указ о символе веры.
- Обнародованы Евангелие Христа, после этого писания его апостолов.
- Утверждены догматы католицизма.
- Запрещено толковать все Писание мирянам. Право толкования смысла Святого писания имеет лишь святая мать Церковь. «Все кто поступает вопреки этому, будут отличаться священниками и при этом наказываться по закону».
- Заставить всех духовных профессоров католических университетов и ряд лиц присягнуть Тридентскому исповеданию веры.
Единство церкви, которое основано на главенстве папы — это самая сильная сторона римской церкви, которая позволяет решать множество задач.
Узаконенный орден иезуитов был создан для обучения латинскому вероучению народов иных государств. Это военно-монашеский орден, который играл важную роль в становлении ряда правителей средневековой Европы. Многие иезуиты славились умением достигать показателя любой ценой. Своими связями орден опутал ряд цивилизованных государств мира. Шантаж и интриги, убийства и подкуп — с одной стороны, это охрана интересов католицизма и церкви — с другой. По сути, если использовать терминологию наших дней, орден иезуитов — это одно из орудий ведения папством, а также его хозяевами «гибридной войны» за мировое безраздельное господство.
На Соборе была поставлена цель: искоренить пороки и злоупотребления, очистить церковь от ереси, освободить Римскую церковь и внутри церковную дисциплину от контроля со стороны светских монархов.
Монашеские ордена были созданы для процесса окатоличивания не католических народов любыми средствами и методами.
В дальнейшем римской католической церкви оставалось решить две задачи:
- Убрать ведьм, колдунов и еретиков, препятствующих распространению католичества внутри Европы.
- Увеличивать католическое влияние, т.е. совершить экспансию в иные страны, в том числе и в Россию.
Главные требования юрисдикционалистов
Доктрина католической Церкви основывалась на данных о суверенности Церкви внутри государства и о приоритете ее правовых систем. При этом наличие двух правовых систем (которые не зависели друг от друга), особенно в католических государствах, а также существование определенных отношений между ними, способствовали возникновению череды конфликтов между светской властью и властью церковной. Главными требованиями юрисдикционалистов были в основном следующие:
- Контроль власти над общением папы с церковными властями.
- Контроль над церковными актами власти со стороны монарха на его территории.
- Организация законов, полностью ограничивающих деятельность ряда монашеских Орденов.
- Контроль печатания литературы на своей территории и назначения епископов.
- Наблюдение юристов за законностью деятельности церковного суда и церковных властей.
- Ограничение церковной собственности (к примеру, отмена права «мертвой руки»).
- Введение на церковное имущество налогов в пользу власти.
В определенных ситуациях, в различных католических государствах выдвигались и ряд других требований. Особенно отличались своей остротой юрисдикционалистские конфликты в Неаполитанском королевстве, учитывая верховный суверенитет над которым часто оспаривали юридические лица неаполитанского вице королевского двора, а также Римской курии.
Юрисдикционализм и Иосиф II
Юрисдикционализм связан с именем Иосифа II под маской защиты религии и предписания ее отдельным странам еще более, чем открытая ересь. Она влияет на создание светского сознания силой общественного мнения и государственной власти. Правители-реформаторы присваивают права Церкви, дают бенефиции и епархии светским правителям, назначают епископов, часто довольно молодым, не подчиняющимся общей воле понтификов, которые заинтересованы в собственной славе и выгоде, заботящимся о материальных интересах своего государства, а также о благе Церкви.
Многие правители часто вмешиваются в конклавы, пытаются сами управлять душами, угнетают папство. Юрисдикционалисты уважают по-своему белое духовенство как орган, нужный для функционирования Церкви. Религиозные Ордена во всех странах представляют воинство, которое сохраняет верность Римской курии. При этом «борьба с папством отождествляется с борьбой с братьями, и это политическая борьба, основанная на ратификации национального характера ряда Церквей».
Против всего этого противника юрисдикционалисты применяют тактику, которую также можно назвать дьявольской. Будучи не в состоянии подавить религиозные ордена, они хотят разобщить их, оторвав от народа, от Рима, от собственного Правила и полностью погасив все их призвания.