Понятие политического дискурса и его функции
В настоящий момент отмечен возрастающий интерес лингвистов к проблематике дискурса активнейших групп социума и прежде всего - политиков. Политический дискурс является явлением, обладающим частотным проявлением и особенным социальным значением в общественной жизни. Совместно с этим феномен политического дискурса однозначному определению не поддается.
Политический дискурс-это сложный объект исследования, в связи с тем, что лежит на стыке различных дисциплин - социальной психологии, политологии, лингвистики и связывается с анализом задач, формы и содержания дискурса, который используется в определенных «политических» ситуациях.
В. Н. Базылев полагает, что политический дискурс может быть рассмотрен в форме варианта фактической речи или же её жанровой разновидности в том плане, что частные цели политического дискурса, кроме собственно информационного содержания, подчиняются контактному базисному импульсу, а информативная задача высказывания уже вторична. Для того чтобы быть адекватным замыслу понятым реципиентами, автор текста апеллирует к коллективным представлениям и знаниям. Если же речь заходит о тексте в политической сфере, то, скорее всего, должна существовать апелляция к когнитивной базе, потому как политики и политические обозреватели адресуются ко всему населению государства, а не к какой-либо его частице.
По концепции Е .Г. Казакевича и А. Н. Баранова политический дискурс представляет собой «общность всех речевых актов, которые используются в политических дискуссиях, а также правил публичной политики, которые освещены традицией и проверены опытом», особенно подчеркнута его институциональность. В институциональном дискурсе общение производится не меж определенными людьми, а меж представителями одного или различных институтов социума (парламента, правительства, муниципалитета, общественной организации) и представителем иного института социума или гражданином-избирателем.
Стратегии политического дискурса
Со стороны психологингвистики стратегия определяется как способ организации речевого поведения согласно замыслу, интенции коммуниканта, понимание ситуации в целом, определение направленности развития и организация действия, развернутая субъективная установка на общение во времени. В широком смысле коммуникативная стратегия является сверхзадачей речи, диктуемой практической целью говорящего.
А. К. Михальская, формируя собственное определение коммуникативной стратегии на понятии выбора, отделяет две глобальные коммуникативные тенденции: к индивидуальности и к сближению. Предпочтение (избрание) одной из всевозможных тенденций и отражение этого предпочтения в речевом общении именуется коммуникативной стратегией.
При определении стратегии, как отмечается, принимаются к учету такие характеристики, как зависимость избрания стратегии от коммуникативного намерения и цели, а также наличие зависимости от ситуации.
Принимая во внимание все вышесказанное, при использовании терминологии «стратегия», она понимается как определенная направленность речевого поведения в такой ситуации в интересах достижения цели коммуникации.
Исследователи отмечают разные виды коммуникативных стратегий в различных дискурсах, в их числе в политическом:
- Стилистические;
- Дискурсивные;
- Прагматические;
- Семантические;
- Диалоговые;
- Риторические и т.п.
Е.И. Шейгал выделил в политическом дискурсе следующие разновидности стратегий:
- стратегия вуалирования, она затушевывает нежелательную информацию, то есть дает возможность приглушить, сделать менее очевидным неприятный факт;
- стратегия мистификации, выражающаяся в сокрытии истины, сознательном введении в заблуждение;
- стратегия анонимности или деперсонализации в форме приема снятия ответственности.
Существует ещё несколько разновидностей стратегий относительно политического дискурса: стратегия реификации, выражающаяся в конструировании вражеского образа; стратегия делегитимизации, выражающаяся в разрушении образа оппонента; стратегия амальгамирования, то есть «мы»-дискурс.
Ю. М. Иванова, изучая политический дискурс США, выделила аддитивную, варьирующуюся и интродуктивную стратегии. О. В. Гайкова анализировала аргументативные и манипулятивные стратегии предвыборного дискурса США.
Однако приэтом в литературе не существует четких оснований выделения типов стратегий и их отношения с тактиками.
Цели стратегий политического дискурса
Стратегии политического дискурса определены целями, которые взывает к жизни политическое общение. Традиционно политик нацелен:
- простимулировать адресата голосовать на выборных мероприятиях за конкретного кандидата, блок, партию, движение и т.д.;
- завоевывать авторитет или укреплять собственный имидж, «понравиться народным массам»;
- убедить адресата дать согласие говорящему, принять его точку зрения о том, что правительство работает не эффективно, либо, наоборот, что реформы производятся успешно;
- формировать конкретный эмоциональный настрой, вызывать нужное эмоциональное состояние адресата;
- дать адресату новейшие знания, обновленные представления о предмете речи, информировать адресата о собственной позиции по какому-то вопросу.
Важно отметить, что в политическом дискурсе вряд ли может быть преследована цель «информирования» без желания образовать приэтом отрицательное или положительное отношение адресата к чему-то или подвергнуть изменению его мировоззрение, оказать влияние на его образ мыслей. В связи с этим функция воздействия в политическом дискурсе присутствует всегда.
С точки зрения речевого воздействия стратегия может рассматриваться лишь при помощи анализа тактик, потому как стратегия в переводе с греческого языка "stratos" - "войско" + "ago" - "веду" является искусством планирования, которое основано на правильных и далеко идущих прогнозных анализах.