Понятие и сущность симметричной федерации
Симметричная федерация является федерацией, которая охарактеризована субъектным равноправием.
Симметричной считается федерация, в базис устройства которой проложена полная равноправность субъектов федерации, являющихся однородными по природе и равными по статусу.
Субъекты этой федерации обладают одинаковым названием, к примеру, республики, земли, одинаковой системой органов власти государства, не имеют отличий какими-то особенностями юридического статуса.
Наблюдается тенденция эволюционирования классических симметричных федераций в асимметричные или же симметричные с ассиметричными чертами. Примером последнего рода образований являются такие федерации как Германия и США.
Предполагается, что провозгласившая себя по Конституции 1994 г. полностью симметричной федерацией Эфиопия в этом виде может существовать только непродолжительный период времени.
Большая часть федеративных государств современного времени представлены симметричными федерациями с вхождением элементов асимметрии. Такими считают федерации, в которых весь их субъектный состав признан однородным по статусу и природе. В это же время конституции подобных федераций допускают некие исключения из общих правил, которые не касаются отличий государственного устройства.
Симметричными федерациями традиционно считаются:
- Германия;
- Австрия;
- США.
Понятие и сущность асимметричной федерации
Асимметричная федерация представлена федерацией, характеризующаяся субъектной разностатусностью.
Асимметричными федерациями традиционно принято считать:
- Танзания;
- Индия;
- Канада;
- Бразилия.
Многие считают асимметричной федерацией Россию, но в тексте её Конституции прописано обратное.
Де-факто Россия является федерацией с многоуровневой симметрией федеративного устройства. На каждом ее уровня, то есть на уровне республики, области, края, автономного округа, субъекты федерации при одинаковых особенностях правового статуса являются равными меж собой. Но все же некоторых элемент асимметрии в России присутствует.
Попытки преодоления асимметричности РФ
Российская Федерация в настоящий временной период де-факто представляется асимметричной федерацией, но по Конституции РФ, все субъекты являются равнозначными. В неё вошли как края, области и города федерального значения, не обладающие национальным статусом, так и автономные округа и национальные республики. В декабре 1990 года председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин выступал с инициативой соединения краёв, областей и городов федерального подчинения в Русскую республику. Но такое предложение не встретило последующего развития.
С 1995 года губернаторы областей и краев получили равноправие с президентами республик — их тоже начали не назначать, а выбирать. В 2004—2012 годы губернаторы и президенты республик выбирались лишь законодательным собранием субъекта по представлению президента РФ. С 2012 года возвращаются выборы глав субъектов федерации. Притом сохранилась возможность назначения глав субъекта федерации региональным законодательным собранием.
Особенности симметричных и ассиметричных федераций
На современном временном этапе в практике мирового масштаба наиболее значимым представляется конкретно вопрос по разделению типов федерации на симметричные и асимметричные. Изначально важно отметить, что ни одна федерация в собственном конституционном статусе не признает асимметрию конституционного статуса федеративных субъектов.
В практике федерализма на мировом масштабе не существовало ни единого случая, чтобы федеративная конституция не установила критерии равноправности федеративных субъектов, то есть равенства в конституционном статусе образующих субъектов. Но конституционный статус равноправия субъектов федерации нельзя смешать с каким-либо объемом субъектных полномочий.
В связи с экономическим положением, природными ресурсами и транспортно-энергетическими магистралями, объемом производства и т. д., одна часть субъектов федерации обладает объективной связью с более широким спектром деятельности и реализацией функций, которые требуют большего объема полномочий, чем у иных. Но более широкий или менее широкий круг полномочий имеет объективную связь не с конституционным равноправным статусом федеративного субъекта, а с наиболее объемным или менее объемным кругом деятельности органов государства и органов МСУ этого федеративного субъекта. Эта «асимметричность» полномочий не может осуществлять доминирование над «симметричностью» конституционного статуса федеративных субъектов, не нарушая их конституционное равноправие в образе основного принципа федерализма.
В. Е. Чиркин особенно выделил симметричные и асимметричные разновидности федерализма, притом, полагая, что федерации современного типа традиционно представляются «асимметричными», он конструирует такие субмодели асимметричного федерализма:
- структурно асимметричная федерация: в ней, помимо субъектов, существуют и не субъекты, представляемые федеральными территориями, ассоциированными образованиями и т.д.;
- федерация, в составе которой содержатся лишь субъекты, но они не являются одинаковыми;
- федерация со скрытой «асимметрией», состоящая из однопорядковых субъектов, но они обладают неодинаковым представительством в верхней палате.
Образуется понятный вопрос, насколько значимым для практической и теоретической сферы федерализма современного периода является выделение по каким-либо критериям определенного многообразия моделей федерализма, которые, по своей сущности, раздробили понятие федеративного государства, внося в него путаницу. Вопрос этот тем более остается наиболее актуальным, что различные авторы замечают, что отличия меж множества этих моделей является достаточно условным.