Подходы к решению политических проблем
Необходимость решения разного рода конфликтных, неоднозначных и проблемных ситуаций составляет содержание и специфику каждодневной деятельности субъектов политической сферы жизни общества. При этом необходимо обратить внимание на то, что обозначенная роль решения политических проблем в собственно проявлениях социально-политической активности в стране предопределяет и повышенное внимание исследователей-политологов к изучению соответствующей деятельности.
Так, в частности, в специальной литературе предлагаются различные подходы к формулированию определения процедуры решения политических проблем, которое в наиболее общем виде может быть сформулировано следующим образом:
Решение политических проблем – это относительно самостоятельное направление деятельности субъектов политического взаимодействия, направленное на выработку нескольких вариантов преодоления существующей проблемной ситуации, а также последующий выбор наиболее оптимального и рационального из них и его непосредственное воплощение на практике.
Современные модели решения политических проблем
Анализ специальных источников политологического характера позволяет сделать вывод о том, что с точки зрения характеристики особенностей процедуры принятия решений по существующим политическим проблемам и их непосредственной реализации в настоящее время сложилось несколько подходов (типов), обособившихся исходя из характеристики взаимоотношений органов власти и населения в рамках соответствующей деятельности. Основными из таких типов являются:
- Элитизм: для данного типа принятия политических решений характерен закрытый характер выработки и утверждения оптимального варианта действия. Иными словами, в условиях политической системы, для которой характерны начала элитизма, народ и общественные силы фактически лишены возможности оказывать значительное влияние на выработку и корректировку принимаемых решений политических проблем;
- Популизм, как система решения политических проблем, в отличие от элитизма, напротив, в качестве основного средства принятия большинства решений признает непосредственную опору на общественное мнение. В условиях популизма правящие элиты предпринимают попытки использования различных уловок, лозунгов, призывов к гражданам, которые, по их мнению, должны оказать должное воздействие на достижение конечной цели. Подобные лозунги, как правило, вызывают эмоциональный, а не рациональный отклик, поскольку зачастую используются необоснованные (а нередко – и не выполнимые) обещания различных благ, как последствия реализации предлагаемого решения определенной политической проблемы;
- Консерватизм: в консервативных условиях правящие слои стремятся к использованию традиционных приемов, способов и методов политического регулирования, причем зачастую соответствующие методы прямо поддерживаются населением, а их использование во многом усиливает лояльность населения к государственно-властной элите, что, в конечном счете, способствует сохранению социальной стабильности и порядка в общества;
- Радикализм как метод решения политических проблем в специальной литературе во многом противопоставляется консерватизму, поскольку предполагает использование необычных, крайних методов реализации соответствующих политических задач. При этом последствия использования непредсказуемы, и, в том числе, могут выражаться в разного рода социальных «взрывах»;
- Демократизм – наиболее распространенная в современных условиях модель принятия политических решений, поскольку она ориентирует власти на учет и оценку реальных потребностей и запросов граждан, обеспечение их неотъемлемых прав и свобод, формируя, таким образом, атмосферу взаимовыгодного и взаимоответственного общения между рядовыми гражданами и политической элитой.
Так, например, в числе непосредственных механизмов, присущих демократической модели принятия политических решений, могут быть названы: реальная деятельность оппозиционных политических сил, конкурентные демократические выборы, действительное разделение властей на началах сдержек и противовесов, и т. д.
Этапы решения политических проблем
Анализ точек зрения отечественных и зарубежных политологов по вопросу о наиболее оптимальных и рациональных стадиях решения политических проблем, позволяет сделать вывод об отсутствии единства мнений в научной среде. Так, по различным оценкам целесообразно выделять от шести до одиннадцати относительно самостоятельных, сменяющий друг друга стадий, последовательное прохождение который приводит к действительному разрешению политической проблемы.
При этом наиболее оптимальной представляется следующая схематичная модель, описывающая основные стадии процесса решения политической проблемы:
- Понимание содержания и сущности проблемы, и выявление социальной потребности в ее разрешении;
- Выбор и характеристика целей, достижение которых позволит устранить обозначенную проблему;
- Выбор наиболее оптимального метода (совокупности методов) решения проблемы;
- Проведение оценки альтернативных методов и последствия их реализации;
- Непосредственное определение альтернативных вариантов решения соответствующей проблемы;
- Оценка избранного решения, путем наиболее полного предсказания вероятных последствий, в том числе с использование отобранных ранее критериев такой оценки;
- Формулирование рекомендаций правоприменительным органам, политическим субъектам, гражданам, общественным объединением, и иным субъектам, на которые оказала или может оказать влияние соответствующая деятельность относительно их будущих действий.
Таким образом, схематично изложив и проанализировав основные стадии решения политических проблем представляется целесообразным сделать вывод о том, что важная роль в соответствующей деятельности принадлежит методам прогнозирования, которые, как было отмечено выше, применяются практически на всех стадиях решения политической проблемы.