Общая характеристика соотношения религиозного фундаментализма и экстремизма
В кризисные с точки зрения социальной организации или политического руководства периоды особенно актуализируется и получается широкое распространение так называемый религиозный фундаментализм – консервативное религиозное течение, представители которого утверждают незыблемость догм, помещенных в священных писаниях.
Иными словами, осознавая регулятивный характер многих положений Библии, Корана, и иных священных для последователей соответствующих конфессий писаний, последователи религиозного фундаментализма утверждают их незыблемость и отказываются учитывать применительно к ним изменяющиеся условия жизни. Кроме того, негативно сторонники религиозного фундаментализма относятся и к иным религиозным и идеологическим течениям, несмотря на то, что сами, как правило, претендуют на захват и удержание политической власти в обществе.
Кроме того, одним из признаков религиозного фундаментализма выступает то, что он может иметь место в любой религии или конфессии, а по утверждению некоторых исследователей – во внерелигиозных течениях и направлениях.
Говоря о религиозном фундаментализме, в специальной литературе нередко упоминается и религиозный экстремизм, как нечто сходное, однако, в то же время, отличающееся наличием некоторых особенностей, не позволяющих отождествлять рассматриваемые категории. В этой связи, представляется необходимым подробнее остановиться на их признаках для формирования целостного представления о путях их сопоставления и разграничения.
Так, в современной литературе религиозный экстремизм принято определять следующим образом:
Религиозный экстремизм – течение, для которого характерна крайняя религиозная нетерпимость и непримиримость к любого рода взглядам, мнениям и суждениям, отличным от разделяемых самим субъектом.
По мнению приверженцев религиозного экстремизма, для достижения намеченных целей обоснованно применение любых, в том числе крайне антигуманных методов и средств, вплоть до применения террористических актов воздействия.
История формирования идей религиозного фундаментализма и религиозного экстремизма
Говоря об истории фундаменталистских и экстремистских воззрений религиозного характера, в специальной литературе отмечается, что их истоки уходят вглубь Средневековья – во времена, когда католическая церковь приискивала способы теоретического обоснования собственного права на политическое господство во всем обществе. Одним из методов достижения обозначенной цели, избранных католической церковью выступала убежденность самих священнослужителей и их последователей в том, что католичество – это единственная правильная религия.
Кроме того, католическая церковь в ту пору стремилась посредством использования методов насилия распространить собственное влияние на другие страны, и даже континенты. Многие европейские монархи до вступления на престол должны были просить благословения у главы католической церкви – Папы Римского, а Крестовые походы и «Священный» церковный суд вершили судьбы миллионов людей по всему европейскому континенту.
На современном этапе католический фундаментализм практически утратил свое былое распространение и значение, а соответствующий религиозный фундаментализм и экстремизм на современном этапе, как правило, связывают с исламским фундаментализмом.
В специальной литературе по этому поводу отмечается, что предпосылки соответствующего явления были заложены еще в период массовых колониальных войн. В то время, традиционная религия порабощенных стран (т.е. ислам) использовалась как идеология, направленная на консолидацию усилий против власти колонизаторов, в большинстве случаев исповедовавших иные религии.
В последние десятилетия (с 60-70-х гг. XX века) активизация исламского фундаментализма вплоть до его крайних экстремистских проявлений была связана со стремлением традиционного ислама не допустить в своих странах «пагубного влияния» модернизационных, либеральных и секуляристских идей, господствующих в Западных странах.
В 80-90-е гг. прошлого века наиболее влиятельным и агрессивным течением исламского фундаментализма становится ваххабизм. Экстремистская идеология и религиозное движение ваххабизма способствовали приходу к власти в Афганистане движения «Талибан».
С 1990-х гг. ваххабизм начал распространять свое влияние на Россию и на республики бывшего Советского Союза. Во время боевых действий в Чечне ваххабизм использовался в качестве идейного обоснования войны чеченских боевиков и иностранных наемников с федеральными войсками.
Причины и предпосылки распространения религиозного фундаментализма и экстремизма
Поскольку, как было отмечено выше, активизация и актуализация идей религиозного фундаментализма и экстремизма в большинстве случаев выступает в качестве реакции на нежелательные, негативные или кризисные явления в различных сферах жизни общества, в специальной литературе выделяются наиболее характерные предпосылки (причины, условия), способствующие укоренению соответствующих идей:
- На международном уровне – продолжающееся противостояние более развитых западных стран и отстающих стран Азии и Африки;
- Массовая нищета, безработица, негативная обстановка в социальной сфере;
- Укоренение коррупционных процессов, упадок нравов в обществе и в среде политической элиты, распространение пагубных привычек, наркомании, заболеваний, и т.д.;
- Возбуждение межконфессиональной, межэтнической вражды, а нередко и вражды между представителями одной религии или национальности;
- Мощная идеологическая поддержка со стороны специально сформированных средств массовой информации пропагандистской направленности и т. д.