Происхождение теории
Сравнения государства с организмом по происхождению своему является не менее древним, чем атомизм политического типа. Их происхождение необходимо искать также в донаучных представлениях, применяющих такие понятия, как:
- «политическое целое»;
- «глава государства»;
- его «члены»;
- «органы» государства;
- его «управления» или «функции» и т. п.
Платон в обоснование собственной политической философии вносит уподобление государства индивиду: государство становится тем более совершенным, чем больше оно становится подобным индивиду.
У Аристотеля точно так же встречаются сравнения множества (государства) с одним человеком, который обладает большим количеством ног, рук, имеющим многообразие чувств. Иоанн Солсберийский,в своих ссылках на Плутарха, характеризовал государство в образе организма, подобного человеческому телу, то есть духовенство представляется душой государства и, как таковое, владеет властью над всем телом, даже не исключая головы государства, то есть самого государя. Аналогии встречаются в трудах Гоббса, Спинозы, Руссо.
Эразм Роттердамский так отзывался об органической теории в известной сатире «Похвала Глупости»: «Что утихомиривало римский плебс, который уже был готов разрушать республику? Уж не диссертация ли философии? Ничуть не бывало! Всего лишь забавная ребяческая басня о чреве и членах человеческого тела».
Тут имеется в виду предание о том, как в 494 году до нашей эры римские плебеи, возмущающиеся по поводу жестоких притеснений со стороны патрициев, покидали Рим и удалялись на Священную гору, расположенную неподалеку от города. Посол патрициев Менений Агриппа умиротворял народ, рассказывая басню о членах человеческого тела, взбунтовавшихся против желудка, за что они сами получили расплату в качестве ужасного изнеможения.
Гегель указал, что определения государства и не может быть, государство является организмом, то есть развитие идеи лежит в собственных отличиях. «Природа организма устроена так, что если не все его частицы перешли в тождество, если одна из них решила считать себя самостоятельной, то погибнуть обязаны все. С помощью предикатов, принципов и т. д. так же невозможно достигать суждений о государстве, в котором необходимо видеть организм, как нельзя при помощи предикатов постигать природу Бога, жизнь которого я обязан созерцать в самом себе.
Основные идеи теории
Термин «геополитика» Челлен определял следующим образом: является наукой о государстве как географическом организме, который находит воплощение в пространстве. Тезис Р. Челлена: «государство является живым организмом». Это все находит развитие в его главнейшей работе «Государство как форма жизни»: «Государство не является случайным либо искусственным конгломератом разнообразных сторон человеческой жизни, который удерживается вместе лишь формулами законников. Оно глубоко укореняется в исторические и определенные реальности, свойственным ему является органический рост, оно есть отражение того же фундаментального типажа, которым и является человек. Проще говоря, оно представляется биологическим образованием либо живым существом. Как таковое, оно придерживается закона роста: … сильные, жизнеспособные государства, которые имеют ограниченное пространство, должны подчиняться категорической императивности расширения собственного пространства при помощи колонизации, слияния либо завоевания».
В «Политической географии» Ф. Ратцеля, которая легла в основу геополитики, содержится ряд базисных идей:
- государство является организмом, который проходит следующие стадии: рождение, жизнь, старость и смерть;
- рост государства как организма обусловливается почвой;
- свойства государства составляются из свойств народа, территорий;
- «исторический пейзаж» отпечатывается на гражданине государства;
- главнейшее в жизни государства - «жизненное пространство».
В соответствии с перечисленными идеями ученый дал следующее определение: «Государство образуется как организм, который привязан к конкретной части поверхности земли, а его характеристики берут собственное развитие из характеристик народа и почвы».
Приведены следующие аналогии: составляющая единица структуры государства как организма — семья, то есть в биологии — это клетка; полиция в качестве иммунной системы; деньги, экономика представляются кровеносной системой.
Развитие в 19 столетии естественных наук задало определение разработке мыслителем английского происхождения Г. Спенсером в научной работе «Основание социологии»органической теории образования государства, которая получила одобрение в работах юриста швейцарского И. Блунчли, а так же социолога французского происхождения Р. Вормса.
На базисе биологического фактора сопоставляющему процессу подлежала организация и функционирование общества и биологических организмов. В процессе обнаружения схожих и отличительных признаков устанавливались следующие закономерности.
Общество и биологический организм объединены эволюционной трансформацией, последовательным развитием от простых к более осложненным формам.
Организм человека представляет собой общность органов, между которыми образовано взаимное действие, которое обеспечивает функционирование и жизненную деятельность всего организма в целом. Нарушение функции какого-либо органа влечет за собой общее нарушение баланса в жизнедеятельности человека.
Общество живет схоже с человеческим организмом. В процессе эволюции индивиды соединяются в разнообразные формы организации, такие как племя, союзы племен, государства.
Государство как политическая организация является совокупностью органов, учреждений, которые осуществляют конкретно-определенные функции, связывающиеся с исполнением властных полномочий, берущих за свою основу подчинение и принуждение.
Таким образом, согласно органической теории, государство представляется сложным организмом, имеющим особую внутреннюю структуру, составные элементы которого реализуют функциями, которые обеспечивают его жизненную деятельность.