Общая характеристика проблем политической коммуникации
В научной и учебной литературе, посвященной изучению политических явлений и процессов, справедливо указывается на то, что политическая сфера общественной жизни общества в целом, и политическая коммуникация – в частности, в известной степени выступают продуктом той исторической эпохи, в рамках которой происходило их становление и развитие.
В этой связи изучение проблем политической коммуникации необходимо рассматривать в связи с теми конкретно-историческими условиями, в которых происходит формирование современной политики в Российской Федерации.
Так, современная политическая ситуация может быть охарактеризована как связанная с формированием демократического государства и гражданского общества, которое, в свою очередь, невозможно без демократизации политических процессов и институтов. Ключевым институтом, способным обеспечить достижение соответствующих задач выступают прямые, свободные, конкурентные выборы, как важнейший институт легитимизации политической власти и формирования демократических начал государственного управления.
В этой связи, большое количество проблем политической коммуникации на современном этапе исторического развития нашей страны обнаруживается именно в сфере коммуникации в электоральном процессе – то есть в процессе агитации и формирования политических предпочтений граждан Российской Федерации.
Этические проблемы политической коммуникации
В современной, в том числе отечественной политологической литературе, зачастую обращается внимание на то, что, прежде всего, в силу особенностей профессиональной деятельности, связанной не только с политическим руководством, но и с обслуживанием предвыборных, агитационных и иных механизмов, в любом человеческом обществе формируются и постепенно укореняются определенные этические проблемы политической коммуникации. В числе таких проблем, в том числе, принято выделять:
- Проблема выбора форм достижения и реализации тех политических целей и задач, которые стоят перед субъектом политической коммуникации, то есть проблема соотнесения избираемых в процессе осуществления политически-значимой деятельности форм и методов с признанными в обществе представлениями о морали, нравственности, должном поведении и пр.;
- Проблема, связанная с характером взаимодействия лиц, обслуживающих предвыборную деятельность – так называемых электоральных (политических) технологов и самих представляемых соответствующими технологами политических деятелей. Сущность данной проблемы заключается в том, что сама по себе коммуникационная деятельность, связанная с разного рода широким политическим консультированием предполагает установление особо доверительных отношений между политиком и политтехнологом. В этой связи возникает проблема ответственности технологов за неразглашение полученной информации третьим лицам, способным использовать ее вопреки интересам представляемого политика. Особенно остро данная проблема стала восприниматься в связи с участившимися случаями использования приемов дискредитации политических оппонентов, как одного из способов политической борьбы;
- Проблема противоречия собственных убеждений электоральных технологов и взглядов представляемых ими политиков. Современная ситуация на рынке консультационных услуг по политическим и избирательным вопросам демонстрирует, своего рода, превосходство предложения над спросом. В таких условиях нередко происходит некорректная с этической точки зрения ситуация при которой собственные взгляды и убеждения политтехнолога противоречат тем идеям, которые отстаивает представляемый им политический деятель;
- Проблема определения степени допустимости вторжения субъектов политической коммуникации в сознание и подсознание людей, и воздействие на них посредством использования разного рода манипулятивных технологий. Несмотря на кажущуюся простоту и несерьезность данной проблемы, фактически, в современных условиях широкого развития и распространения средств массовой коммуникации проблема манипуляции сознанием избирателей стоит очень остро, в связи с чем, предлагается подробнее остановиться на ее характеристике и рассмотрении.
Манипуляция сознанием, как ключевая проблема политической коммуникации
Политическая манипуляция – обращение с политически-активным населением как с объектом, управление людьми посредством использования определенных коммуникационных схем, властное манипулирование человеческим поведением, в условиях сокрытия истинных целей и создания иллюзии того, что управляемое лицо пришло к навязываемому решению самостоятельно, с опорой на собственный, осознанный выбор.
Политологи отмечают то, что ключевой опасностью манипуляций в сфере осуществления политической власти и участия в выборных мероприятиях выступает то, что происходит постепенных уход от реальных проблем и общезначимых явлений и процессов к несущественным, избирательным успехам и неудачам конкретных лиц, постановке своего рода «политических спектаклей», и т.д.
Более того, использование манипулятивных технологий по своей сути антидемократично, поскольку не только нарушает права граждан на свободное принятие решений, но и само по себе наценено на заранее заданное заинтересованными субъектами политической коммуникации изменение сознания и поведения, в условиях когда широкие массы, в отношении сознания которых и происходит соответствующее воздействие, оказываются неосведомленными об истинном значении происходящих в информационном пространстве вокруг них явлений и процессов.
В числе примеров того, каким образом происходит манипуляция сознанием широких масс людей в области политической коммуникации можно привести использование средствами массовой информации различного рода «информационных наживок», «псевдособытий», символических средств, искажения или сокрытия информации, технических приемов (повторение, аудио-визуальные эффекты и т.д.) и пр.