Политика и власть
Политическая философия выступает в качестве области философии, изучающей общие положения ее с политическим уклоном. При этом наблюдается обобщение политических знаний в философской сфере.
Политика регламентирует различные избирательные и иные интересы, потребности, которые возникают у общества, у личности, во взаимоотношениях с государством. То же самое можно сказать относительно философии, регламентирующей общий понятийный аппарат (не зря ведь ее называют матерью всех наук).
В качестве важного элемента выступает власть, регламентирующая возможность влияния на общественную жизнь, управления обществом и отдельными группами населения. Политика в целом выступает в качестве искусства руководить обществом, управлять им. В рамках реализации данной функции наблюдается разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Такое разделение существует уже достаточно длительное время, и было предложено древними мыслителями, анализирующими политологию и философию.
Политическую систему необходимо представить в качестве совокупности различных институтов, которые существуют в обществе и государстве. При этом все данные институты регулируют сфера политической жизни. Сфера политической жизни представлена различными позициями, которые отражены в следующем перечне:
- Совокупность политических институтов, представленных государством, политическими партиями, общественными организациями, различными движениями.
- Совокупность политико-правовых норм, выраженных в Конституции, законах и традициях.
- Совокупность политических идей, взглядов, идеалов, чувств, идеологий.
- Совокупность политических отношений, в том числе правоотношений, выраженных через различные режимы власти.
Проблема политических режимов
Одной из актуальных проблем философии и политологии является определение политического режима государства. Под ним понимается определенная методология осуществления политической власти.
Существуют различные режимы, характеризующиеся своими особенностями. Так, для тоталитарных режимов характерен тотальный контроль государства за всеми сферами жизни общества, групп населения, а также за отдельными индивидами. Политическая сфера в таком государстве характеризуется монополизацией власти. В качестве основных признаков авторитарного режима наличие элиты, которая принимает важнейшие решения для государства, наличие антидемократии, власть неподконтрольна народу, а также сильно децентрализована.
В качестве одной из основных проблем философии выступает наличие преемственности власти, а также обеспечение правопорядка и стабильности в обществе. На данный факт обращают внимание философы не только Востока, но и Запада. В этот период активно развивается учение о демократическом режиме, то есть таком устройстве общества, где источником власти выступает народ, граждане занимают активную позицию и принимают активное участие в государственных делах путем реализации активного и пассивного избирательного права, также существует гражданское общество.
Гражданское общество означает, что человек и гражданин характеризуется наличием широкого спектра прав и свобод, защищаемых государством интересов. В то же время у граждан имеются определенные обязанности перед государством, которую ей берёт на себя защиту граждан от внутренних и внешних угроз.
Говоря о демократическом обществе, необходимо отметить необходимость существование системы разделения властей. Если существует система разделения властей, необходимо существование системы сдержек и противовесов. Это означает, что ветви властей равны друг перед другом, ни одна из них не имеет приоритета.
Во всех ветвях власти функционируют равные органы, реализующие свои функции. Причём функции одного органа не могут подменять найти другого. Органы любой ветви власти должны соблюдать принцип законности, то есть подчиняется требованиям Конституции, общепринятых принципов и норм международного права и международных договоров, а также национальному законодательству.
Проблемы гражданского общества
Гражданское общество рассматривается в качестве идеальной модели общества для правового государства. Между государством и гражданским обществом наблюдается тесная взаимосвязь. Когда речь идет о развитии политической философии, она также идет о формировании идеала политического устройства.
В качестве современного политического идеала выступает развитое гражданское общество и правовое государство, в котором все субъекты права соблюдают действующие нормы законодательства. Гражданское общество здесь характеризуется следующими положениями:
- наличием в совокупности различных правоотношений, в том числе экономических, политических, социальных, семейных, национальных, духовных, культурных, религиозных, и в иных сферах;
- реализация свободной деятельности граждан, которая не ограничена какими-либо нормами законодательства, а также посягательствами со стороны государственной власти;
- гражданское общество является самоорганизующимся и саморазвивающимся механизмом, заставляя государства изменяться в сторону демократичности, соблюдения прав и свобод личности, а также строгого соблюдения имеющихся законодательных норм
В рамках гражданского общества должно существовать также правовое государство, которое характеризуется устоявшейся системой права. В правовом государстве обеспечивается верховенство закона всеобщность прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность личности и государства, система разделения властей, а также наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением действующего законодательства.
В рамках правового государства формируется правосознание, политическое сознание, в рамках которого отражается конкретная политика. Политика проявляется в форме определенных идеологии, то есть система идей и чувств относительно целей развития общества. Идеология способно объединить различные слои населения, группы населения и общества в целом. В ней нуждаются все государства для обеспечения целостности своей территории, а также стабильности власти.