Прежде чем приступить к изучению политологии и проблемах становления политической мысли в разные эпохи, необходимо кратко ознакомиться с историей ее возникновения. Каждая эпоха человечества по-своему относилась и решала социально-политические проблемы.
Развитие политической мысли – это некий поступательный процесс, в котором были оригинальные идеи, падения и взлеты, решения, что опережали свое время и разворачивали время вспять.
Существовали такие проблемы политической мысли, на разрешение которых потребовались идеи мыслителей многих тысячелетий. История политологии – это множество идей для правильного разрешения проблем современного общества.
Проблемы политической мысли средневековья и античности
Еще в глубокой древности делались попытки рассмотрения политической мысли. С возникновением социального неравенства и усилением борьбы социальных групп за власть появляются первые политические идеи. Но поскольку знания о власти и происхождении государства были не обобщены, источником политической мысли становятся мифы.
Возникновение власти в мифах связывали с богами, которые не только были не только источником власти для правителей, но и сами часто оставались вершителями дел земных.
В середине I столетия до нашей эры зарождаются первые политические понятия и категории, после чего и политические концепции. Они носили этическо-философскую форму. С именами Будды и Заратустры связан уход от мифологических воззрений.
Заратустра полагал, что в мире постоянно сражаются два начала – добро и зло. Человек должен своими мыслями и делами бороться против сил зла. Будда же считал, что человеческие дела напрямую зависят от собственных усилий человека, и что каждому дается индивидуальная установка на личный путь спасения.
Конфуций, который был великим мыслителей древнего Китая, полагал, что власть императора имеет божественное происхождение, но отрицал божественное начало государства, возникшего вследствие объединения семей.
В соответствии с его политическими мыслями, страна – это большая семья во главе со строгим императором и послушными подданными, которые были его детьми. Только лишь моралью должны регулироваться отношения в государстве.
Новое политическое течение, идеологом которого являлся Шан Ян, трактовало, что нравственное воспитание людей недостаточное и необходимо делать упор на строгих законах. Легисты полагали, что цель государственного правления – это укрепление власти правителя и осуществление завоеваний.
Политическая философия Древней Греции – это подлинная вершина политической мысли Древнего мира. Она связана с именами Аристотеля и Платона.
Платон рассматривал форму правления и критиковал демократию, тиранию, олигархию. Он противопоставлял им собственный проект идеального государства, которое основано на разделении труда. Платон полагал, что управлять страной должны философы, защищать ее – стражи или воины, а ремесленники и земледельцы обязаны трудиться на благо этого государства.
Аристотель – это ученик и последователь Платона. Он критично относился к его идеям. Именно Аристотель заложил основы политологии как отдельной науки, поэтому он и является отцом данной дисциплины.
История древнеримской политической мысли охватывает целое тысячелетие. В условиях рабовладельческого строя политикой могли заниматься лишь свободные. К примеру, римский мыслитель Марк Туллий Цицерон отвергал идею имущественного равенства в своих работах. Он описывал смешанную форму правления в государстве, где власть богатых гармонично сочеталась с единоличным управлением консулов.
Фома Аквинский рассматривал социально-политические отношения как отражение божественного порядка. По его мнению, государство должно заниматься телесно-чувственной жизнью человека, а церковь - обеспечивать потустороннее блаженство людей. Наиболее естественной формой власти Фома считал монархию.
Рисунок 1. Проблемы политической мысли средневековья и античности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Политические идеи Нового времени
Макиавелли – это видный политический публицист периода Возрождения. Он впервые взглянул на государство глазами человека и стал выводить законы из опыта и разума. Макиавелли считал, что действиями человека управляют не боги, а мотив власти и честолюбие.
В его представлении политика – это искусство государей удерживать власть, расширять свои владения и побеждать врагов, уметь вступать на путь зла, не отклоняясь от добра.
Социальная и политическая мысль была не однородной в эпохе становления капитализма. Задача ограничения абсолютной власти феодальных монархов становится важным фактором в данный период для нарождающейся буржуазии. Т. Гоббс, который был английским мыслителем, считал, что источник власти – это общественный договор, он отрицал ее божественное происхождение.
Другой английский философ Джон Локк, который был основателем теории гражданского общества и идеологии либерализма, впервые четко разграничил такие понятия как личность, государство и общество. В соответствии с его суждениями, человек обладает естественными правами. Это права на свободу, жизнь и собственность. Поддерживая теорию договора, он оставляет право исполнительной власти за монархом, а право издавать законы поручает парламенту.
Важное место в развитии политической теории занимают труды Д. Мэдисона, А. Гамильтона, Т. Джефферсона и Т. Пейна, которые делали упор на естественных правах человечества, записав независимость права на счастье, жизнь и свободу в Декларацию. Именно они разработали формулу демократической республики с разделением власти, системой противовесов и сдержек для отдельных властей, стремящиеся к монополии.
Ф. Энгельс и К. Маркс пришли к выводу, что политические отношения не могут быть поняты из физических и духовных начал. Их корень в материальных условиях жизни классового общества. Из этого следует, что политическая теория, общество, явления и процессы должны опираться на исследование производственных отношений.
Политические идеи XX и XXI столетий
В развитии политической мысли важную роль сыграли идеологические теории и направления, которые сложились в XX столетии.
К ним можно отнести:
- либерализм – развивался идеями Хайека, Фридмана, Гайдара;
- коммунизм - Сталин, Мао Цзедун;
- фашизм – Гитлер и Муссолини;
- социал-реформизм - Бернштейн, Брандт, Миттеран;
- анархизм – Кропоткин;
- религиозный фундаментализм - Хомейни, Омар;
- терроризм и экстремизм - Савинков, Бен Ладен;
- концепция ненасилия - М. Ганди, М. Л. Кинг.
Современная политическая мысль несет в себе три концептуальных понятия:
- Институционализм – это наиболее древнее течение в политологии, которое опирается на тезис, что верховным и основным носителем власти является государство. Однако полная государственная власть не должна мешать развитию коммерции и предпринимательства. Поиск институтов выдвигаются в центре политики, которые ограничивают власть государства. Стержнем институционализма являются взаимоотношения права и страны. Данная концепция определяет государство как институт исполнительной, законодательной и судебной власти.
- Функционализм. Направление несет в себе идею, что политика – это не столько органы и власти, как влияния, отношения и совокупность различных функций. Функционализм исследует воздействие общества на государственный механизм и политику. Ч. Мерриам и Г. Лассуэл исследовали проблемы ценностей и установок, которые привлекают избирателей к политике и деятельности партий. Их исследования базируются на результатах науки о поведении (бихевиоризма). На смену данной науки пришли структурно-функциональные теории, которые изучали политику как систему. В политической структуре выделялось четыре элемента: политическая система, окружающая среда, взаимодействие этой системы со средой и реакция среды на политическую систему. Важная роль уделяется экономике общества и его политической структуре.
- Социологический подход основан на том, что политика – это взаимодействие социальных и властных элит и групп. Г. Моска и В. Парето, которые считаются основателями теории элит, внесли выдающийся вклад в развитие социологических теорий. Они полагали, что в каждом обществе есть два класса людей – правящий и тот, который поддается управлению. Элита для сохранения своей власти использует грубую силу, хитрость, манипулирование и искусство обмана. Р. Михельс разработал «железный закон олигархии», где доказана неизбежность олигархического перерождения любых организаций, особенно политических партий.
Рисунок 2. Политические идеи XX и XXI столетий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ