Понятие теории политических решений
Теория политических решений является политикоуправленческой наукой, которая изучает закономерности и механизмы публичной политики, осуществляющейся в процессе управлении государством, и вырабатывающей методы и принципы подготовки, принятия, реализации, оценки и контроля публично-государственных решений.
Основоположник теории принятия решений - Аристотель.
Проблематика, касающаяся политических решений, активным образом изучается исследователями-политологами, экономистами, социологами и пр. Здесь существует множество трудов таких авторов, как:
- Гаджиев К.С.;
- Атаманчук Г.В.;
- Мельник В.А.;
- Демидов А.И.;
- Соловьёв А.И.;
- Шаран П.
Важнейшим значением обладают труды по теории прогнозирования и принятия управленческих решений С. А. Саркисьяна, В. Н. Цигичко, а также многочисленные учебные пособия и политологическое справочники и словари под редакцией Тадевасяна, Пугачёва и иных. Из иностранных авторов следует отметить Г. Шиллера.
Теоретическая сущность политического решения
Принятие и выполнение политических решений формирует внутреннюю сторону механизма функционирования политической системы. Они вызваны необходимостью реализации существующих в обществе политико-управленческих задач. Избрание центров принятия таких решений, а также содержащиеся в них средства и цели, этапы и пути соотношения требований определенной политической задачи с условиями ее исполнения, продиктованы волей и интересами политически и экономически господствующих сил.
Всякое политическое решение принимается людьми для решения определенной политической ситуации. Если отталкиваться из того, что политическая деятельность является последовательной, внутренне связанной цепью политических явлений и событий, а также общностью поступков разных политических субъектов, то в качестве начального момента, «пускового механизма» всех этих поступков и событий выступает именно политическое решение.
Коротко говоря, политическая деятельность на любом уровне и в любом масштабе начинается с принятия политического решения. И оттого, сколь продуманным и взвешенным будет политическое решение, зависит успех либо неудача какого-либо политического деятеля, репутация политических организаций и институтов.
Политическое решение является осуществляемым в индивидуальной либо коллективной форме процессом определения задач политического действия, выбором конкретной программы, определяющей этапы, цель, практические шаги и способы их достижения.
Политическое решение - это центральный элемент управления, потому как определяет цели и механизмы (средства) их реализации. Всякое политическое решение принимается субъектами политики с целью решения определенной политической ситуации.
Политическое решение всегда представляет собой сложнейший диалектический процесс, который начинается с возникновения политической проблемы и завершается ее устранением.
Модели принятия политических решений
В теории существуют следующие модели принятия политических решений.
Бихевиоралистская. Принятие политического решения является формой поведения человека, которое регулируется психическими механизмами, такими как мотивы, стимулы, реакции, установки, реакции. Существует три уровня:
- макрополитический, заключающийся в распределении между людьми ключевых ресурсов при помощи институтов государства.
- микроуровень, заключающийся в индивидуальном поведении человека, на которого воздействуют психические качества личности, которые сказываются на каждом решении.
- мезоуровень, отражающийся в обеспечении соединения частных мотивов с интересом общества.
Модель, на базе «концепции общественного выбора». Использование стилей экономического мышления к анализу политического поведения. В основании проложено использование концепта рынка голосов и специфической государственной политики.
Модель всеобъемлющей рациональности. Акторы устремлены к максимизированию собственных выгод и минимизированию издержек; акторы обладают осознанными интересами и определенными целями, которых они устремлены достигать с помощью оптимальных средств; акторы имеют необходимую для принятия решений информацию о возможных следствиях их осуществления. Прежде чем принимать политическое решение, обязательно нужно произвести многоступенчатый анализ.
Когнитивистская модель ограниченной реальности. Когнитивистская концепция к принятию решений должна состоять в нахождении и структурировании проблематики, в обобщении и обработке информации. Главный агент принятия решений- государственная организация, как иерархический институт, содержащий в себе индивидов и их группировки объединенный общими целями. Это составные и групповые решения, а не индивидуальные.
Модель инкрементализма. Главное значение при избрании решения имеют различия в интересах групп и индивидов, принимающих участие в принятии любого государственного акта.
Модель бюрократической политики. В отличие от рациональной модели рассматривает государство в форме чего-то разнородного, состоящего из определенного набора агентств и департаментов, каждое из которых преследует собственные цели, делает попытки определить политику, согласно собственным интересам.
Модель социально-экономических детерминант. Государственная политика получает развитие в ответ на определение изменения в социально-экономическом состоянии общества. Социально- экономические переменные являются наиболее важными детерминантами государственной политики. В связи с этим, любому периоду развития государства, которое имеет специфические характеристики экономического состояния, соответствует определенная государственная политика, которая отличается от государственной политики иных периодов развития экономики.