Стороны политических решений
Всякое политическое решение содержит в себе две базисные стороны:
- Процесс определения целей действия;
- Избрание политических методов и средств для достижения этой цели.
Первый элемент политического решения — принципиально политический, содержательный, он в какой-то мере отвечает интересам субъектов политических процессов — партий, граждан, элит, отдельных социальных общностей и т.п.
Второй элемент политического решения — технологический, отвечающий на вопрос, как установленные цели политики будут реально достигаться, при помощи каких средств, методов инструментов.
В этом плане вторая, технологическая, сторона политического решения представляет собой определенную технологическую цепочку действий, связанную с получением особого интеллектуального и организационного «продукта» — искомого политического решения. Оно, как правило, должно быть таким, чтобы, по крайней мере, не ухудшить имеющуюся политическую ситуацию, не «обвалить» ее к некоему неустойчивому состоянию и тем более к политическому хаосу.
Направленность политических решений
В практике политики существуют примеры разных по уровню успешности и направленности решений — одни из них приводили системы политики соответственных обществ к динамике положительного характера в их развитии, иные же на долгий период вывели из строя или же даже отбросили политическое развитие народов и государств на множество десятилетий назад. Принятие политического решения является чрезвычайно ответственным деянием, от которого в зависимости находятся судьбы народов, и отношение к нему со стороны субъектов политики должно являться именно таким, что в политической жизни, к сожалению, постоянно нарушается.
В образе положительного примера приводится политическое решение по последующему развитию Германии в середине 19 столетия. Как известно, в силу раздробленности данное государство как бы выпало из системы экономики мира и проигрывало иным передовым государствам. Тогда нашлось правильное политическое решение, и благодаря чему Германия достаточно быстро ликвидировала собственное отставание путем... масштабного строительства на собственной железнодорожной территории. В итоге Германия в центре торговли мира, обрела громадный потенциал экономики и ресурсы для своего последующего развития.
Ясно, что технологическая и содержательные стороны политического решения имеют взаимную связь и взаимную обусловленность, формируют некое целостное единство как меж собой, так и с той ситуацией, для решения которой подлежит принятию это политическое решение.
Структура политических решений
Вне зависимости от уровня, на котором будет приниматься политическое решение, и количества участников, которые заинтересованы в этом процессе, данное действие обладает неизменной структурой:
- анализ ситуации субъектами процессии разработки и принятия политического решения;
- поиск проблемы в структуре объекта и субъекта власти;
- нахождение экспертами проблемы;
- определение проблематики и привлечение внимания к ней;
- выработка экспертами проблемы;
- выбор способов и цели для ее достижения;
- обсуждение и принятие резолюции по проблематике.
Структуру самого политического решения образуют:
- властные субъекты;
- экспертные субъекты;
- опосредованным образом средства массовой информации.
Эта структурная сложность политического решения уже демонстрирует то, что его природа является неоднозначной, противоречивой и многоплановой, как и природа самой деятельности политической направленности. Значение политических решений в общественных процессиях определяет необходимость образования теории принятия политических решений. Она сформировалась в период Второй мировой войны в Соединенных Штатах Америки и с того момента интенсивным образом развивается политической западной наукой.
Характерные черты политических решений
Первая черта-публичность. Именно публичный характер решений представляется главным отличительным признаком, который позволяет провести грань - довольно-таки условную - меж политическими и неполитическими решениями.
Во-вторых, подобные решения всегда косвенно или прямо адресуются большим группировкам социума либо целому обществу, в этой связи масштабность и возможность по распределению основных ресурсов, а также конфликтность меж главными политическими акторами и высочайший уровень рискованности «сопровождают» политические решения.
Третья черта - ситуационно-проблемный характер. Потребность в принятии решения складывается тогда, когда политико-управленческий субъект дает оценку возникшей ситуации как проблемной. В данном случае, проблема конкретизируется, взаимосвязь выявляется, производится сбор информации, формируются альтернативные вариации решения и т. п.
Четвертая особенность - процесс принятия политического решения опирается на соответственную нормативно-правовую базу, но в это же время конкретно данный тип решений имеет необходимый потенциал для изменения институционального «дизайна» политической системы и учреждения новых правил игры, которые позже отразятся в законодательстве.
Пятая черта - неопределенность, с которой политик сталкивается в своей деятельности. Ведь властный человек принимает решения по множеству видов компетенции: религиозным, военным, хозяйственным, экономическим, но, принимающий решения человек не может являться экспертом во всех сферах. В этой связи при принятии всякого решения на него действует фактор психологической неопределенности.
Имеются разнообразные трактовки термина «политическое решение». Одни ученые говорят о ситуации выбора меж несколькими альтернативными вариантами политического решения. Иные под ним понимают субъективную волю, отраженную в официальных документах.
Непосредственно говоря о понятии «принятие политического решения», множество исследователей сходятся во мнении, что, в первую очередь, это процесс, предполагающий, как минимум, две стадии:
- Нахождение альтернатив;
- Избрание одной из них.