Политическое решение и его функции
Принятие политического решения является осуществляемым в индивидуальной или коллективной форме процессом определения задач и способов достижения политического воздействия, а также этапов его властной реализации.
Для эффективности политического решения как элемента политического руководства необходимой является реализация функций:
- координирования, выражающейся в согласовании усилий разнородных людских масс, которые действуют в постоянно меняющихся обстоятельствах;
- корреляции, выражающейся во внесении изменений в тактику движения, при образовании новых обстоятельств условий деятельности, которые затрудняют или, наоборот, облегчают реализацию поставленных задач;
- программирования, выражающуюся в избрании эффективного способа сочетания средств и целей, что заключается в нахождении самого рационального варианта деятельности. Благодаря программе цели обретают реалистичность, осуществляется оценка и учет возможностей, а ресурсы попусту не растрачиваются.
Алгоритм принятия политического решения
Среди прочих элементов процесса принятия политического решения третья фаза - фаза принятия, не только самая ответственная, но и самая насыщенная субъективно. Именно здесь объективно проанализированные и собранные данные превращаются в базис волевых действий субъекта политики.
Процесс принятия политических решений состоит из следующих этапов:
- Уточнение объекта решения политики. Тут рождается ответ - кто из участников событий политики имеет желание что-либо изменить, кому из них принимаемое решение необходимо. Притом в учет берутся союзники этого участника и те, кто косвенным образом заинтересован в принятии решения, а также те, чьи интересы подвергнутся ущемлению. Таким образом, политический субъект выясняет, кто из участников событий политики будет поддерживать решение в случае его принятия, кто будет сопротивляться ему.
- Неудовлетворенные интересы. Внимание сосредотачивается на понимании, чего жаждут участники событий политики от политического решения, подлежащего принятию. К учету принимается целый спектр интересов политики и в особенности тех, что в данный момент не удовлетворены и предполагается их удовлетворение настоящим решением. Политический субъект задает содержание, характер, радикальность принимаемого решения, уровень удовлетворенности интересов большей части участников событий политики, и значит - уровень решения проблемы, которая вызвала необходимость для принятия решения.
- Конкретные недостатки. Чего конкретно нет, что именно необходимо изменить для того, чтобы удовлетворить интересы “ущемленных” участников политических событий - это вопрос, который определяет целенаправленность настоящего решения. Нахождение “слабого” звена структуры политики, политической системы, которое препятствует удовлетворенности каких-либо политических интересов, дает возможность политическому субъекту ясно обозначить направленность усилий принимаемого политического решения - какой недостаток должен обязательно подлежать устранению.
Итоговая целенаправленность принимаемого решения. Всякое политическое действие должно являться целесообразным. Но не всегда итоговая цель отражается в самом решении. Политический субъект обязан сформировать цель последующего решения на основании множества критериев. По степени воздействия на объект цель может устанавливаться как:
- Тактическая цель;
- Стратегическая цель;
- Оперативная цель.
Замечание 1Во всяком случае политический субъект, принимая решение, должен установить себе обязательно достижимую и ясную цель.
Средства целевой реализации. Политический субъект при определении объема средств реализации собственных целей непременно сталкивается с задачей согласования реализации со средствами и целями иных участников политических событий.
- Главная решаемая проблема. Политический субъект сосредотачивает собственные усилия и возможности на преодолении основного объективного противоречия установленной перед ним проблемы. Данное противоречие имеет место быть, оно раскрывается при ситуационном анализе и обладает множественными путями решения.
- Выбор альтернативных вариантов. К достижению всякой поставленной цели приводит много дорог. Основная задача принимающего решение заключается в том, чтобы принимать к рассмотрению как можно больше путей реализации данного решения. От этого зависит уровень свободы субъекта в правильном определении лучшего варианта; профессиональном преобразовании возможных путей для достижения цели. Ведь любой вариант обладает набором положительных свойств, а значит важно грамотное сравнение всех вариаций; сделать абсолютно обоснованный выбор действительно лучшей вариации реализации принимаемого решения.
Оформление решения. Принятое политическое решение должно соответственным образом быть закреплено документально. Но в этом пункте алгоритма речь не ведется о документальной форме решения, это лишь деталь техники. Речь идет о необходимости для политического субъекта оформить собственное решение по принципу, именуемому “дерево решений”. Дело все в том, что достижение желаемого итога на ступени “исполнение” может проходить по трем главным направлениям (ветви “дерева решений”):
- Продуктивная ветвь является не самой быстрой, не самой экономичной, но на сто процентов обеспечивающей необходимый результат.
- Оптимальная ветвь поддерживает результативный итог в конкретной ситуации при всевозможных отступлениях, оговорках, компромиссах, выигрышах временного типа.
- И наконец, тупиковая ветвь, движение по которой может становиться следствием серьезнейших ошибок на различных стадиях процесса в алгоритме принятия решения. В связи с этим решение политика должно обрести собственное оформление при учете требований принципа “дерево решений”.