Сущность принятия политических решений
Всякое политическое решение принимается людьми для решения определенной политической задачи. Иными словами, политическое решение является сложным диалектическим переплетением субъективного и объективного в политическом процессе. Притом у принимающего решение традиционно существует соблазн, заключающийся в увеличении доли субъективного в объеме последующего решения.
В обществе с довольно-таки большой степенью политической культуры решения, подлежащие принятию, соответствуют базисным традиционным требованиям, и в связи с этим их реализация не может нарушать целостность и стабильность политической системы общества в целом. Там, где эти требования не учитывают, или не в полной мере учитывают, принимаемые политические решения могут приводить к серьезным кризисам политического или же экономического характера.
Сущность контроля политических решений
Контроль над ходом претворения в жизнь решения и «обратная связь» с его итогами являются завершающим целый цикл принятия решения этапом. Отсутствие «обратной связи» и контроля может вести к тому, что государственное решение или искажается, или перестает исполняться, или приносит обратные начальному его смыслу итоги.
Сам же смысл контроля над осуществлением каких-либо решений государства заключен в постоянном сопоставлении технологических операций, практических мероприятий с начальной моделью политического решения, программами и планами. Контролю подлежит как исполнение решений законодательства, которые определяют разнообразные процедуры и нормы поддержки институционального общественного порядка (антикоррупционная борьба, иными формами преступности), так и решения органов исполнительной власти, которые заняты оперативным разделением финансовых и иных материальных ресурсов, согласно в соответствии с пропорциями, которые закладываются в бюджете государства.
Принятое решение является всего лишь возможностью успешного достижения цели, в связи с этим избрание целей - это предпосылка для реализации третьего этапа, суть которого составляется реализацией государством соответственных решений.
Важнейшая особенность этого этапа состоит в увеличении числа участников цикла управления из-за привлечения управляемых и запуска механизмов "обратной связи". Ведь в государстве традиционно исполнение решений, во-первых, реализуется не столько теми людьми, принимающими решение, а во-вторых, данные решения первоначально рассчитаны на широчайший круг граждан и структур.
Контроль политических решений
Контроль является системой наблюдения и проверки соответствия хода функционирования объекта принимаемым решениям, нахождение результатов влияния на объект субъекта, допускаемых отклонений от решений. Выявляя различные отклонения и их причинно-следственную связь, контроль намечает путь коррекции общественного развития, способы влияния на субъект для того, чтобы преодолеть отклонения и препятствия на пути оптимального развития системы. Контроль, являясь средством обратной связи, задает субъекту политики требуемую информацию о настоящем положении дел, об уровне реального исполнения политического решения.
Контроль должен в принципе сопутствовать движению любого решения; но, принимая в учет множество решений и динамику политической деятельности, необходимо подходить обстоятельно к его организации.
Аспекты осуществления контроля
Кроме общих черт, контроль обладает немалым кругом специфических особенностей в отношении разных решений. В такой связи возможным представляется выделение пять главных аспектов функционирования контроля над выполнением решений:
- способы контроля, включая методики по сбору и оценке аналитической информации, которая связана с реализацией решений;
- субъекты контролирующей деятельности;
- контрольные предметы и объекты, то есть типология решений, подлежащая контролю, методики их оценивания и т.п.;
- организация контролирующей службы;
- условия контрольной эффективности.
При рассмотрении первого аспекта, прежде всего, отмечается множество способов контроля над исполнением решений. В вооружении средств управленческой деятельности существует весомая численность способов, приемов контроля. При этом важно не только уверенно использовать каждый из них, но и найти верное соотношение меж ними при учете специфики решений, степени управляющего звена, определенных обстоятельств и т.п.
К специализированным способам контроля относят:
- Доклады;
- Отчеты;
- Сообщения об исполнении решений на заседаниях, совещаниях и т.п.
Общие способы контроля в первую очередь выражаются в изучении положения на местах посредством привлечения общественности, формирования бригад, ведения массовых, рейдов и т.д. К данной группировке относят также социологические методики, такие как анкетный опрос, интервью; изучение начальной документации, оперативной информации статистической отчетности; произведение совещаний и собраний, встреч с избирателями; осуществление предложений граждан и т.п.
Контролю над выполнением решения существенным образом помогает анализ общественного мнения. Оно способствует обнаружению конкретных недостатков и их причин, а также изучению всего многообразия обстановки и получению необходимой информации.
Проблема управляющих субъектов, которые осуществляют контроль над решениями, также характеризуется различными аспектами, выражающими многообразность и иерархичность системы. При важности этого контроля необходимо учитывать исполнение собственных решений в границах соответственной управленческой системы. Соподчиненность иерархии решений отражается в возможностях контроля нижнего управляющего звена над исполнением решений директивных и вышестоящих органов, так и в контроле внешней среды.
Правильный выбор объекта деятельности контроля, то есть нахождение в каждом случае более оправданной формы проверки исполнения решений управления, находится в зависимости от соблюдения целого множества аспектов.