Сущность политических решений
Принятие политических решений представляется центральным элементом в преобразовании политических требований разнообразных групп и отдельных граждан в приемлемые для целого общества методы и средства урегулирования отношений в социуме. Кратко говоря, принятие решений – это преобразование технологического типа политической власти в управление процессами социума.
По существу, данный процесс присутствует как на «входе», так и на «выходе» системы политики. Притом рост требований населения, социальное «возмущение» среды увеличивают масштаб управления и поднимают его роль в организации жизни политики. С иной стороны, эффективность реализации принятых решений влияет непосредственным образом на уровень поддержки и авторитетность режима управления.
Политическое решение является сознательным выбором одного из, как минимум, двух возможных вариантов политических действий.
Политические решения, конечно же, предшествуют политическим действиям, задают им какой-либо импульс. Но внутренняя природа данных элементов политической процессии является различной. Если политическое действие-это тип практической деятельности, который направляется на укрепление или преобразование отношений в общественной сфере, то политические решения самостоятельно принадлежат к типу действий вне практического характера.
Приготовление и принятие политического решения – это сложный неоднозначный процесс, состоящий из множества элементов, в данном случае которые лучше наименовать этапами или же стадиями.
Формы политических решений
Все разнообразие политических решений традиционно подразделяется на пять форм:
- законы и постановления высших государственных властных органов;
- решения властных органов на местном уровне;
- решения, которые должны приниматься гражданами непосредственно;
- решения верховных органов политических партий и организаций общественного типа;
- решения органов партий политики и организаций общественного типа на местном уровне.
Как отмечается, первая и вторая формы решений могут быть приняты исполнительными и представительными органами власти, третья же принимается самим населением непосредственно, четвертая и пятая — негосударственными организационными структурами системы политической сферы.
Решения, подлежащие принятию непосредственно гражданами, могут быть как общей значимости (речь здесь идет о выборах высших органов власти и референдумах), так и местных масштабов (здесь речь идет о выборах в органы власти на местном уровне и общих собраниях жителей).
Принимаемые на всех ступенях могут обладать различным количеством адресатов, по отношению к которым намечаются конкретные действия политического характера. Решения верховного органа власти выделяют содержание действий как по отношению самой системы властных органов, так и внешней среды. Необходимо помнить, что под внешней средой понимается вся совокупность элементов общественного организма, а также международное сообщество.
Решения, которые принимаются общественными организациями и группами, политическими партиями могут коснуться их действий в отношении к представительным и исполнительным органам власти, негосударственным структурам общественного типа, а также любым иным составляющим системы социума. К примеру, партийное решение может определить партийную позицию по какой-либо социальной проблеме, в отношении органов государства и его должностным лицам, к иным политическим партиям или организациям общественного типа, к каким-либо социальным группировкам.
Различные формы политических решений охарактеризованы разным уровнем интеграции интересов в социуме. Задачей политического решения, которое принимается на самом верхнем уровне во властной системе, представляется гармонизация разнородных групповых и классовых интересов, обще социальных, в то время как цель решений на местном уровне, прежде всего, заключается в воссоединении локального интереса с обще социальным. Этим образом, решения какого-либо уровней, как правило, обладают взаимной связью, они скоординированы друг с другом.
Отечественные ученые полагают, что сами решения могут существовать в четырех формах, зависимо от характера разрешаемых проблем, в первую очередь от нестандартности ситуации и их новизны:
- разрешение рутинных административных вопросов и дел, которые имеют связь с оперативной деятельностью;
- разрешение проблематики среднего уровня важности, например, принятие бюджета, налоговые инновации, административные реорганизации и пр.;
- разрешение новых вопросов, которые связаны с особенной ситуацией, таких как инициативы в зарубежной политике, реформы конституционной направленности, проблематика энергетической сферы и пр.;
- новые стратегические инициативы в политике государства, которые требуют инновационного подхода на общенациональном уровне.
Все существующие формы решений условно можно подразделить на административные и политические.
Политические решения являются характерными для политических институтов и политиков, они связаны с выработкой и реализацией политической стратегии – это политические партии, правительство и парламент. Административные решения являются присущими, прежде всего, органам исполнительной власти, имеют цель разрешения практических проблем политики государства и исполнение законодательства – это ведомства и министерства, администрации городских и региональных органов власти, различные муниципалитеты.
Существуют функциональные уровни принятия решений:
- политический, на нем определяют задачи, цели и стратегию политики;
- управленческий, который связан с выполнением задач (функций) и распределением ресурсов в определенной сфере;
- технический, в котором реализуются исключительно исполнительские функции.