Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Политический строй либерально-демократического общества

Все предметы / Политология / Политический строй либерально-демократического общества
Определение 1

Либеральная-демократия – это политический общественный строй, при котором управление государством осуществляется сильным выборным правительством, ответственным перед народом, нацеленным на соблюдение и расширение прав и свобод граждан.

Основные черты либерально-демократического государства

Либерально-демократическое государство предполагает формирование правового общества, где реализуется принцип верховенства права. В системе государственного аппарата используется принцип разделения властей и осуществления системы сдержек и противовесов, при котором власти взаимно подотчетны друг другу, что в сочетании со стремлением к предельной открытости их деятельности дает возможность для исключения случаев злоупотребления и коррупции.

Формирование власти в либерально-демократическом обществе происходит благодаря свободным выборам, реализацией народа своего избирательного права, которое распространяется на всех совершеннолетних жителей государства без ограничений по каким-либо признакам.

Замечание 1

Для либерально-демократического строя характерен политический плюрализм, который выражается в существовании хотя бы двух политических партий, имеющих альтернативные программы развития общества.

Важным аспектом либерально-демократического общества выступает обеспечение прав и свобод граждан. Хотя выборы власти осуществляются большинством голосов, данная ситуация не означает для либерально-демократической политики характерно осуществление диктатуры большинства, по отношению к меньшинству. Напротив, власть устанавливает законы и следит за их исполнением таким образом, чтобы права и свободы граждан не нарушались и были гарантированы от ущемлений или ограничений, в том числе доминирующим большинством общества.

Готовые работы на аналогичную тему

К числу основных либеральных прав и свобод относят:

  • Право на жизнь и достоинство,
  • Свободу вероисповедания,
  • Свободу слова,
  • Свободу собраний,
  • Равенство перед законом,
  • Неприкосновенность частной жизни и личной тайны,
  • Свобода передвижения и выбора места работы,
  • Право на владение собственностью,
  • Равенство возможностей.

Хотя либерально-демократический строй направлен на гарантирование и расширение свобод, он также предполагает возможность их ограничения. Ограничение свобод может происходить в тех случаях, когда они соответствуют закону, направлены на достижения легитимной цели (как правило соблюдение прав других граждан), и являются адекватным средством ее достижения.

Условия формирования либерально-демократического строя

К условиям формирования либерально-демократического строя можно отнести:

  • наличие свободных выборов,
  • развитую систему правосудия,
  • сформированное гражданское общество,
  • наличие широкого среднего класса.

Эффективный либерально-демократический строй может возникнуть лишь при пересечении всех этих факторов. Как правило одних лишь свободных выборов для формирования либеральной демократии недостаточно. В странах которые различными путями, в том числе за счет внешнего вмешательства, были «приведены» к демократии, как правило воплощение идей либерализма приводит к срастанию власти и капитала, в том числе формируемого незаконным путем.

Власть в таком государстве рассматривает себя не как проявление народной воли, но как независимого игрока на рынке, который предоставляет населению либеральные права и свободы, но в отличие от зрелых режимов не дает гарантированных путей их осуществления. Население должно самостоятельно организовываться для принуждения власти к выполнению декларируемых принципов и ценностей, что возможно при условии наличия гражданского общества и широкого среднего класса, что в странах недавней демократии закономерным образом отсутствует.

Таким образом установление подлинного либерально-демократического строя представляет собой не одномоментное политическое решение, но долгий социально-исторический процесс, ведущей силой в котором выступает не власть (которая согласно своей природе стремится к консолидации и злоупотреблению), а сам народ имеющий навык и практику политической и правовой борьбы, осознающий свои права и способный их отстаивать, а также имеющий экономическую платформу (средний класс) для реализации гражданской деятельности. Без сильного среднего класса любое демократическое государство неизбежно превращается в две раздельных друг от друга структуры – государство богачей и нищих, каждое из которых существует само по себе.

Критика либерально-демократического строя

Либерально-демократический строй подвергается многочисленной критике, причем с самых различных позиций. Одним из наиболее известных критических замечаний является высказывание У. Черчилля, о том, что демократия является наиболее отвратительной формой государственного устройства, но к сожалению, ничего лучшего человечество еще не придумало.

Либерально-демократическая система часто обвиняется в слабой представленности прямой демократии, т.е. непосредственного волеизъявления народа путем выборов, форумов, референдумов, позволяющих народу напрямую решать те или иные вопросы. При либеральной демократии, такие прямые формы народного участия в политике минимизированы до непосредственных выборов главы государства, парламента, органов местного самоуправления, а также серьезных законодательных изменений, затрагивающих конституцию государства. Недостаток такой ограниченности видится в том, что по мере своего развития гражданское общество все в большей степени способно проявлять себя в политической сфере и деятельности, в то время как политические элиты либерально-демократического строя склонны к формированию олигархической формы правления и отделению себя от народа.

Данное положение также часто критикуется сторонниками марксистских и анархических взглядов. Декларируя всеобщее равенство и возможности по высокой социальной мобильности, либерально-демократический строй закрывает глаза на изначальное неравенство позиций участников политического процесса, неравенство их финансовых возможностей, которое тянет за собой ограничения по получению образования, установление связей с политическими элитами, приобретению практического опыта политической и административной деятельности, что в конечном итоге в действительности серьезно ограничивает возможности «случайных» людей попасть в систему власти, и сосредотачивает последнюю в руках политических элит, использующих принцип преемственности и клановости.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Эксперт по предмету «Политология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис