Понятие и общая характеристика вооруженного политического конфликта
В современной политологической литературе и политической конфликтологии отсутствует единство мнений ученых относительно ответа на вопрос об определении места вооруженного конфликта в политике. При этом позиции сторонников различных подходов нередко характеризуются прямо противоположным характером – одни исследователи считают, что война вовсе не является политическим феноменом, в то время как представители иной точки зрения, напротив, утверждают необходимость признания политического характера вооруженных конфликтов.
В качестве попытки решения обозначенной проблемы представляется целесообразным проведение анализа основных определений вооруженного политического конфликта (войны), формулируемых в специальной литературе:
Война, в соответствии с первой точкой зрения выступает значимым общественно-политическим явлением, выраженным в борьбе государств, наций и классов посредством применения мер вооруженного насилия.
Представители иной точки зрения, предлагают следующее определение вооруженного политического конфликта:
Война – организованная вооруженная борьба между субъектами политических процессов, выступающая продолжением национальной и международной политики соответствующих государств.
Кроме того, вооруженный политический конфликт может быть определен как конфликт между двумя или несколькими сторонами, преследующий политический цели; общественно-политическое явление, отражающее борьбу государств, наций и народов методами вооруженного насилия, и т. д.
Анализ всех обозначенных дефиниций позволяет выявить указание в каждом из них на политический (а равно социально-политический) характер рассматриваемого явления. При этом на политический характер соответствующих вооруженных конфликтов указывает также то, что все они проводятся в рамках существующих законов, процедур, разрабатываемых и утверждаемых политическими субъектами на надгосударственном уровне.
Безусловно, тактика и стратегия ведения вооруженного противодействия не является политической по своему содержанию, поскольку в полной мере относится к военному делу, однако тактика и стратегия ведения войны, учитывающая преследуемые соответствующими субъектами цели и интересы, в большей степени носит именно политический характер.
Признаки вооруженного политического конфликта
Наряду с подходами к формулированию определению войны, анализ специальной литературы позволяет выделить ряд признаков, называемых специалистами в области политической конфликтологии, в качестве сущностных свойств и особенностей вооруженного политического конфликта.
В числе таковых, в частности, выступают:
- Вооруженный политический конфликт в настоящее время выступает не только и не столько классовым, сколько национальным и общечеловеческим явлением, исходя из чего, изменяется оценка социально-политического характера соответствующего конфликта, ввиду различий, например, классовых и общечеловеческих ценностей и интересов;
- Наиболее эффективным и рациональным методом разрешения вооруженного политического конфликта в современном мире выступает использование механизмов и достижений международного права;
- Действительной первопричиной вооруженных политических конфликтов, в большинстве случаев выступает неспособность или нежелание политических лидеров разрешать социально-экономические, политические и иные масштабных противоречия мирным путем;
- Чем интенсивнее будут осуществляться конкретные вооруженные столкновения, тем больше произойдет преобразований во всех сферах общественной жизни, и наоборот, ограниченные цели сторон в военном конфликте оставляют большую возможность для предотвращения и разрешения конфликта на более низком уровне.
Меры предотвращения вооруженных политических конфликтов
В современной специальной литературе обоснованно обращается внимание, что в современных условиях, с учетом уровня развития вооруженных сил и поражающего действия орудий и боеприпасов, гораздо разумнее всеми силами предупреждать вооруженные политические конфликты, нежели пытаться локализовать его после начала боевых действий.
В этой связи обращается внимание на существование целого комплекса разнообразных мер предотвращения вооруженного политического конфликта:
- Дипломатические меры: встречи глав государств и правительств, переговоры, направленные на улучшение межгосударственных отношений потенциальных субъектов будущего военного конфликта, вовлечение международных организаций в соответствующие мероприятия, использование в крайних случаях мер ультимативного предъявления требований о прекращении развития политического конфликта, и т. д.;
- Экономические меры: проведение переговоров, направленных на установление торгового сотрудничества, либо, напротив, сворачивание программ долгосрочного сотрудничества в тех ситуациях, когда именно они выступают первоисточником межгосударственных противоречий, введение торговых и экономических санкций, экономической блокады государства-агрессора, и т. д.;
- Идеологические меры, проводимые как на внутригосударственном, так и на международном уровне, в числе основных из которых выступает: обеспечение мероприятий, направленных на предупреждение нагнетания вражды и неприязни, прекращение существовавшей пропаганды национализма, экстремизма, разрушение «образа врага» в лице какого-либо иностранного государства, и т. д.
- Военные меры, применение которых целесообразно для преодоления более пагубных последствий открытого межгосударственного политического конфликта: активизация сил и ресурсов разведки, для целей предупреждения потенциального военного конфликта, проведение маневров на границах региона, в котором наблюдается тенденция к формированию конфликта, приведение группировок сил ядерного сдерживания в высшие степени боевой готовности, проведение учебно-боевых пусков сил ядерного сдерживания, и т. д.