Среда политического конфликта
Среда, в которой рождается, образуется, получает развитие политический конфликт, является совокупностью объективно существующих:
- политических и социальных отношений;
- социокультурных и правовых норм, обычаев, традиций;
- политических и социальных институтов, призванных следить за соблюдением существующих отношений и норм.
Для политического конфликта внутри страны средой для развития, прежде всего, являются политические и общественные отношения, которые существуют в государстве; для международного (межгосударственного) конфликта — международные нормы права и возникшие отношения.
Конфликтные действия субъектов политики в определенной степени детерминируются физической и социальной средой, в которой конфликт получает развитие, причем наибольшее воздействие на его формирование и развитие оказывает степень развития гражданского общества и его политической системы.
Для определения сферы (пространства), в котором развиваются политические события, П. Бурдье ввел термин «политическое поле». Это пространство политической игры с особенными правилами, необходимыми инструментами, наличием у ее агентов политического и другого капитала и пр.
Политическое поле неким образом структурируется, и любой агент занимает в нем свою позицию. Чем выгоднее будет данная позиция, тем наибольшую власть обретает агент, причем агенты поля образуют такие условия (правила игры), при которых отражение собственных интересов для одних затруднительно, другие же (профессионалы) получают возможность монополизировать «производство и реализацию политической продукции».
Исключения в монопольном «производстве» могут составить лишь периоды кризиса, когда ситуация политического поля перестает быть подконтрольной. Из этого следует, что и «производство» конфликтов политической среды в некоторой мере подконтрольно политикам-профессионалам.
Реальные политические отношения и сама политики складываются на основе общности реальных отношений в социуме. В связи с этим социально-политические конфликты могут образовываться на основании этнических, экономических, религиозных и других противоречий, если такие противоречия затрагивают властные вопросы, обладают достаточным потенциалом для того, чтобы оказать давление на власть либо вовсе свергнуть ее.
Помимо этого, социально-политический конфликт обладает свойством аккумуляции различных видов противоречий. К примеру, так называемый «карикатурный скандал», который образовался вокруг карикатур на пророка Мухаммеда в марте 2005 года, оценивается и как «культурный спор», и как «религиозный конфликт», и как «война цивилизаций». Образовавшись в одной сфере жизнедеятельности, данный конфликт начал «захватывать» иные сферы, в их числе и политическую.
Сущность политического конфликта
Политический конфликт является политическим явлением. Он зарождается, как правило, в политической сфере. Но политическая сфера не ограничена лишь рамками взаимодействия формальных политических субъектов (формализованной системой политики). В реальной жизни политическая сфера может быть сужена до минимальных пределов (когда «народ безмолвствует» и «не мешает» управляющему классу применять власть и ресурсы для разрешения сугубо личных проблем) и расширена (когда наличествует реальная оппозиция управляющему классу, которая провоцирует политические и социальные конфликты как в самой политической системе, так и за ее пределами).
Условия возникновения и развития политического конфликта
На образование, развитие и затухание внутреннего политико-социального конфликта существенное воздействие оказывает существующий в общественной среде политический режим. Рассмотрим специфику проявления конфликта в условиях авторитаризма, тоталитаризма и демократии.
В тоталитарном обществе (государстве) вся совокупность конфликтов условно институционализирована, но лишь со стороны самого управляющего режима, который может конфликт «представлять» как политический, а собственным карательным мерам в отношении к мнимым и реальным противникам «придавать» правовую окраску, или оправдывать насилие «революционной целесообразностью». К примеру, в 20—30-е годы 20-го столетия в СССР на постоянной основе проходили показательные судебные процессы, которым был придан политический характер, а обвиняемых осуждали как «народных врагов».
Тоталитарный режим не может допускать абсолютно никакой оппозиции даже по вопросам, которые касаются способов построения «идеального» государства.
В тоталитарных условиях даже высочайший уровень политико-социальной напряженности измерить по факту невозможно, так как всякое открытое ее проявление жестоким образом может подавляться. В связи с условиями тоталитаризма, самой характерной формой политико-социальной напряженности, является латентная (подавленная, скрытая) форма. А люди, которые понимают причину проблем, но вынужденные скрывать собственные эмоции и отношение к власти, существуют в состоянии перманентной фрустрации.
Открытое проявление политико-социальной напряженности может становиться возможным лишь в условиях серьезного послабления либо кризиса тоталитарного режима. В подобных условиях обычно весь накопленный при жестоком подавлении «негативный» потенциал политической и социальной напряженности, миновав все стадии развития, перерастает в открытый социально-политический конфликт.
В отличие от тоталитарного режима, при авторитарном режиме не существует абсолютного контроля над всеми сферами общественной жизнедеятельности. Прежде всего, контролируется политическая сфера. В идеологии может допускаться ограниченный плюрализм, если он не будет наносить вред системе. Репрессиям могут подвергаться активные противники режима. Люди, которые занимают позиции нейтралитета, не признаются врагами. В личной жизни также есть определенные свободы и права, но они обладают ограниченным характером.
Публичные политико-социальные конфликты авторитарный режим старается не допустить, а в случаях их возникновения — применяется силовое подавление. Даже горизонтальные политико-социальные конфликты в авторитарной системе политики обретают форму заговора либо дворцового переворота. Примером горизонтального конфликта при авторитаризме может служить смещение в 1964 году с поста Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева. Пленум ЦК КПСС от 14.10.1964 года, который решал вопрос по освобождению Н. С. Хрущева от занимаемой должности, являлся внеочередным, он был собран при отсутствии своего секретаря и более походил на заговор.
Авторитарный режим политики может допускать определенные «вольности» в проявлении недовольств, но лишь на социальном (бытовом, производственном, административном) уровне.
Рассмотрим условия политических конфликтов при режиме демократии. Понятие «демократия» само по себе является очень многогранным. Под демократией понимается и форма устройства государства либо организации, и управленческие принципы, и вид социальных движений, которые предполагают реализацию народной власти, и идеал устройства общества, в котором граждане - основные вершители собственных судеб. Политический режим демократии допускает разнообразные, определенные законодательно формы проявления политической и социальной напряженности. Например:
- Демонстрации;
- Митинги;
- Шествия;
- Референдумы;
- Пикетирование и др.
Более действенным способом воплощения социально-политической напряженности в демократических условиях являются открытые выборы разнообразных властных органов. В связи с этим в условиях развитой демократии политическая и социальная напряженность относительно редко вырастает в открытый политический конфликт.
Итак, образование и развитие политического конфликта в определенной мере детерминировано условиями социально-политической среды, в которой он возникает. Но и сам конфликт несет определенные изменения в окружающую среду.