Общая характеристика и формы взаимодействия политики и религии
Религия на всех этапах исторического развития государственности оказывала важное (а в некоторые периоды – и решающее) влияние на ход и направленность происходящих в обществе политических процессов. Во многом это обуславливалось тем, что религия способствует формированию, обоснованию, и, что немаловажно, – поддержанию множества общественных, в том числе политических, ценностей, оказывающих непосредственное влияние на отношение социума к закону, политической элите и действующей власти.
Говоря о непосредственных направлениях взаимодействия религии и политики, следует отметить, что религиозные организации принимают участие в соответствующих политических процессах, прежде всего, посредством активной идеологической деятельности. Именно такой способ взаимодействия религии и политики обуславливается тем, что вера для широких слоев населения выступает элементом общей национальной культуры, и, в этой связи, неотделима как от собственного образа жизни, так и от основ социально-политического устройства общества.
При этом ввиду обозначенной роли и распространенности взаимодействия политики и религии в науке уделяется большое внимание изучению соотношения рассматриваемых категорий. Так, в наиболее общем виде принято выделить три основные формы взаимодействия политики и религии:
- Религиозные доктрины и устои могут использоваться представителями политических партий, объединений, а равно отдельными представителями политической элиты для достижения определенных политических целей;
- Посредством принятия общеобязательных нормативных актов, регулирующих организацию и деятельность религиозных объединений, политика и государство могут воздействовать на религию;
- Для монархических государств особенно актуальна тенденция сакрализации политических институтов, в первую очередь – института верховного правителя (монарха), власть которого зачастую признается дарованной от Бога.
В качестве примера сакрализации политико-государственных институтов исходя из начал религиозного устройства страны, на современном этапе можно называть Японию, где национальная религия (синтоизм) одновременно выступает в качестве духовной основы политико-государственных институтов.
Факторы возникновения религиозно-политических конфликтов
Продолжая характеристику религиозно-политических конфликтов, следует обратить внимание на то, что в наиболее общем виде определение рассматриваемой категории может быть сформулировано следующим образом:
Религиозно-политический конфликт – открытое или косвенное противодействие между представителями различных вероисповеданий по поводу захвата и удержания политической власти в стране.
При этом в политологической науке, как было отмечено выше, уделяется большое внимание выявлению и анализу факторов, способствующих возникновению религиозно-политических конфликтов. В частности, в числе наиболее распространенных из них принято выделять:
- Многоконфессиональный характер государства, особенно в тех местностях, где распространение и утверждение религиозных начал носит значительный характер, вплоть до распределения высших должностей в органах государственной власти исходя из принадлежности к определенной религиозной общине;
- Особенности государственного строительства: данный фактор возникновения религиозно-политических конфликтов особенно актуализировался в период освобождения многих государств от колониальной зависимости – в таких условиях, в том числе, религиозная самоидентификация выступала важным фактором соответствующей борьбы;
- Распространение проявлений дискриминации отдельных религиозных групп, проявляющаяся в социально-экономическом неравенстве, а равно в количественном преобладании представителей определенной конфессии в составе политической элиты;
- Оказание разного рода (экономической, военной, идеологической, и т.д.) поддержки оппозиционному религиозному движению извне. Данный фактор может приобретать значительные масштабы в ситуации, когда на территории нескольких (особенно сопредельных) государств, проживают представители одной религии;
- Попытка одних государств вмешать в дела другого государства под предлогом обеспечения защиты прав и интересов единоверцев, особенно в тех ситуациях, когда подлинным мотивом такого вмешательства выступает стремление к доминированию в регионе или экономическое обогащение.
Виды религиозно-политических конфликтов
Исходя из рассмотренных выше факторов, и иных причин лежащих в основе религиозно-политических конфликтов, в специальной литературе предлагается выделять следующие категории соответствующих противоречий:
- Конфликты, возникающие по поводу стремления религиозных групп или общин к политической автономии, либо полному отделению и приобретению самостоятельности;
- Конфликты, провоцируемые действиями религиозного характера, совершаемыми со стороны мелких социальных групп;
- Конфликты на почти эдвидентизма, то есть стремления некогда единого народа, оказавшегося разделенным в результате разного рода миграционных и политических процессов к окончательному воссоединению. Религиозная составляющая такого рода конфликтов обуславливается тем, что обозначенные народы в большинстве случаев объединяются на основе признака общности вероисповедания;
- Конфликты на основе религиозно-общинных противоречий, который, в этом связи, могут возникать как в конфессионально однородных, так и в поликонфессиональных государствах и обществах;
- Конфликты, обусловленные стремлением сторонников одной религии к ее абсолютизации и универсализации, и неизбежным противодействием со стороны последователей иных конфессий.