Сущность международно-политического конфликта
Международный политический конфликт, как и всякий конфликт внутреннего типа, представляет собой столкновение противоположных интересов, ценностей, целей взглядов и имеющих связь с их реализацией действий. Но его отличительные черты от внутренних конфликтов заключаются в конкретном содержании, природе, специфике субъектов, особенностях механизма образования и развития, технологии урегулирования и разрешения.
Международно-политический конфликт представляет собой конфликт, возникающий при участии двух либо нескольких международных акторов, и обладающий международно-политическими последствиями; объект конфликта притом распространяется за границы юрисдикции любого из его участников.
Особенности международно-политических конфликтов
Международно-политическим конфликтам присущи некоторые особенности:
- участниками их являются государства, иные международные акторы, которые преследуют некие политические цели;
- международный конфликт может быть начат в форме внутреннего, но его эскалация может вывести объект конфликта за грани юрисдикции его участников, в итоге чего он ведет к международным последствиям;
- развитие международно-политического конфликта происходит в специфичных условиях анархии международной системы, уменьшающей эффективность международно-правовых инструментов его разрешения;
- международный конфликт может принять разнообразные формы, и часто понятия, которые имеют ассоциации с конфликтом, означают только один из вариантов его развития.
В действительности, по собственной природе международно-политический конфликт представляет собой внешний для каждого, участвующего в нем государства.
Его источник, причина кроется не во взаимодействиях групп или индивидов, институтов или граждан данного общества, а в противоречиях, которые возникли меж интересами разных, существующих по отдельности друг от друга национальных и социально-политических общностей людей.
Субъекты международно-политического конфликта
Субъекты международного политического конфликта - отдельные государства, группы государств, которые объединены в коалиции, союзы, или представляющие их организации (ООН, Социалистический Интернационал, и т. п.).
Проблематика международно-политических конфликтов стала предметом специализированного изучения и практического действия ООН. Достаточно сказать, что ежегодник 1994 года в главной своей части посвящается анализу международных конфликтов, их предотвращению и разрешению.
Международный конфликт в форме политических отношений представляет собой определенный разрыв в их развитии. Само столкновение государственных интересов на международной арене в условии сформировавшейся системы межгосударственных отношений является и следствием неравномерности в их развитии, следовательно, и изменений соотношения силовых ресурсов между ними. Активный социально-экономический рост какого-либо государства не вписывается в установленные ранее ролевые функции. Однако система отношений, сама ситуация не дает возможности разрешить данный вопрос без нанесения ущерба интересам иных государств, которые устремлены к консервации собственной роли и места на международной арене. В такой ситуации складываются конфронтационные интересы.
Итак, международный конфликт, наравне с деструктивной функцией международной напряженности, включает в себя нечто положительное, исполняя роль сигнализатора, что демонстрирует изменение соотношений сил на международной арене, иными словами, исполняет информационно-коммуникативную функцию. Международный конфликт будто бы доводит до сведения сообщества мира назревшую необходимость пересмотра сформировавшейся системы отношений на региональном, государственном или глобальном уровнях, не игнорируя противоречие, а, наоборот, разрешая его на ранних стадиях развития конфликта.
В базисе международно-политического конфликта лежат противоречия в интересах разнообразных государств или их общностей, поэтому функциональное его назначение представляет собой разрешение данного противоречия. Хоть не всегда следствием этого является полномасштабная реализация национально-государственных интересов какой-либо стороны конфликта, чаще в его процессе получается достичь приемлемого баланса интересов субъектов, хоть и с некоторыми оговорками.
В некоторых случаях, в особенности на уровне вооруженной борьбы, речь идет уже не о балансе, а, о подавлении интересов одной стороны, но в таком случае международный конфликт не разрешается, а только переходит в латентную фазу, чреватую обострениями, вспыхивающими при первой возможности.
В международно-политическом конфликте противостоянию подвергаются не частные интересы и цели, а общие государственные. В первую очередь интересы, которые связаны с обеспечением суверенитета и безопасности государства, защитой ее территории, социокультурного, экономического и информационного пространств. Конечно, конфликты могут образовываться и по поводу частных интересов при вмешательстве в него субъектов международного пространства. Однако для населения отдельного государства, любой его части такие интересы - общие. Это понимание дает при изучении как внутренних, так и международных политических конфликтов делать конкретные выводы:
- Во-первых, международно-политический конфликтом может быть назван не только конфликт меж государствами, но и конфликт меж любыми группами социума, имеющими определенную власть, являющимися участниками международных отношений.
- Во-вторых, изучение и анализ международно-политического конфликта должен быть заключен в определении как его развития, разрешения и содержания так и значимость для международной политики, поскольку политическая ситуация может существенным образом оказывать влияние на развитие и решение конфликтных ситуаций.
- В-третьих, в итоге изучения международно-политического конфликта образуется возможность обстоятельного анализа и сравнения результатов, которые получены разными научными школами, применяющими различную методологию при изучении такого явления, как внутриполитический и международно-политический конфликт.