Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Политические стратегии России

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Содержание статьи

Политическая стратегия России в Арктике

В границах собственного географического положения Арктика - единственный на сегодняшний день регион, который не разделён на секторы по территориальной принадлежности участков меж приграничными странами. Отсутствие верного закрепления правового статуса арктического региона рождает отношения соперничества политических игроков в их устремлении учредить на части Арктики собственные суверенные права. В связи с этим государства, которые претендуют на территории Арктики (США, Россия, Дания, Канада, Норвегия, Исландия, Франция) производят активнейшие действия по освоению близлежащих к их континентальным границам территорий шельфа в рамках двухсотмильной зоны, которая утверждена Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года.

Кроме того, игроками политики вырабатываются стратегии и программные документы, которые определяют политику определенного государства в регионе Арктики. Так, в декабре 2008 года администрацией США обнародовалась директива по политике в регионе Арктике, которая постулировала возможность организации ПРО, стратегического сдерживания и присутствия в море арктических вод. В свою очередь, Совет Безопасности РФ выработал стратегию государства по освоению пространств Арктики; конкретно ей отведена роль "дорожной карты" РФ в Арктике.

Тематика активнейшего освоения арктических территорий обрела мощное обсуждение в границах всемирного информационного политического пространства (ИПП), сферы политической публичности и сфере принятия решений. На данный момент численность официальных сообщений политических акторов и прогнозов и комментариев экспертов дает возможность говорить об оформлении в границах ИПП повестки дня, которая посвящена действиям политических акторов в регионе Арктики.

В рамках данной повестки дня:

  • выдвинуты сценарии разрешения "арктического вопроса" по принадлежности ресурсов и территории континентального шельфа какому-либо актору,
  • формируются модели возможных конфликтов в этом регионе,
  • вырабатываются стратегии действий отдельных акторов в разнообразных ситуациях по областям и направлениям.
Замечание 1

Необходимо отметить, что эта повестка дня в целом имеет негативный характер: это связывается с множественными заявлениями политических акторов по военному присутствию в Арктике, возможных катастрофах экологического типа, которые связаны с глобальным потеплением, неадекватным поведением коллег в процессе освоения региона.

Готовые работы на аналогичную тему

Сообщения, касающиеся расширения взаимодействия меж акторами и недопущении конфликтов в арктическом регионе - формальные дипломатические высказывания, которые не перевешивают в качественном плане в целом негативный информационный характер. Так, в Концепции внешней политики РФ, утверждённой Д.А. Медведевым в 2008 году, Евро-арктический регион и Арктика в целом заявлены плацдармом для сотрудничества и осуществления в рамках многосторонних структур проектов совместного типа. Также в Концепции отмечена заинтересованность РФ "в последующем наращивании динамики двусторонних экономико-торговых связей и сотрудничества инвестиционной направленности, во взаимном действии в Арктике" на североамериканском направлении, а конкретно, в двусторонних отношениях с Канадой.

Замечание 2

В данном отношении помочь переменам в характере повестки дня смогло бы решение давнего приграничного спора Норвегии и России касаемо статуса так именуемой "серой зоны" в 175 тысяч километров, и снятие неопределённости по отношению границ нашего государства с США в Беринговом проливе.

Укрепить роль России может развитие приграничного сотрудничества российских регионов (Мурманской области, Камчатского края и др.) с соседствующими странами (Норвегией, Канадой, США и др.), а также развитие самих этих регионов (речь идет об улучшении инвестиционного и социально-экономического климата). Это даст возможность укрепить внешнеполитический образ РФ, формирующийся в международном пространстве, как развитой, сильной, суверенной державы.

Главнейшая задача России состоит в формировании в сознании мирового сообщества понимания стратегической необходимости в освоении Арктики как региона, который свободен от соперничества и конфликтов. Тут важнейшим пунктом взаимодействия может стать стремление военно-политического блока НАТО к участию в отстаивании интересов государств-членов организации в регионе Арктики.

Особенности современной внешнеполитической стратегии России

Изменения в политике мира после завершения «холодной войны», а равно и начавшаяся в государстве демократизация установили Россию в положение государства, которое должно снова определить собственное место в общемировой политике, выявлять те приоритеты собственной внешнеполитичес­кой деятельности, определяющие ее роль и воздействие на мировой арене. Разработка же такой тактики и стратегии определена не только перспективными планами по обновлению государства, она целиком испытывает на себе воздействий политических традиций, элитарных и массовых стереотипов, современных отношений в сфере внешней политики.

В настоящее момент можно вести разговор о трех главных путях разработки Россией собственной линии поведения на международной арене. Первый вариант выбора стратегии внешней политики имеет связь с попытками сохранности статуса великой державы и продолжения предыдущей экспансионистской политики, которая была направлена на увеличение зоны политического воздействия и контроля над иными странами. Невзирая на несбыточность данного рода альтернативы, можно констатировать наличие в государстве некоторых ресурсов для ее воплощения. Прежде всего, данная политика является возможной на основании угрозы применения государством собственного военного, прежде всего атомного, потенциала, воплощения конкретных амбиций части политического руководства, а также непреодоленных стереотипов массового характера, а именно:

  • анти западнических;
  • шовинистических

Второй путь предусматривает обретение РФ статуса региональной державы. В одном случае ее воздействие может быть основано по преимуществу на факторах силового давления на соседние страны и, по сути дела, повторить логику поведения «сверхдержавы» в политическом локальном пространстве. При иной вариации завоевание политического влияния государством может быть основано на налаживании ей взаимовыгодных и равноправных отношений с соседями, отказом от силовых и военных угроз в отношении к ним и сознательным уходом от вовлечения в общемировые противоречия и конфликты.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Дмитрий А Верг

Эксперт по предмету «Политология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис