Политический процесс – это определенная последовательная деятельность общественно-политических организаций и групп, социальных общностей и отдельных лиц, преследующих определенные политические цели, которая проистекает в определенном пространстве в определенное время.
Внутренние источники возникновения политических процессов
Политические процессы получили свое развитие, когда отдельные граждане страны, социальные группы, различного рода общественные движения, политические партии и целые государства, неудовлетворенные складывавшейся обстановкой или собственным статусом, вступали в борьбу за сферы влияния и передел полномочий.
Внутренние источники возникновения политического процесса были обусловлены следующими фактами:
- потребностями населения;
- уровнем политической культуры субъектов политики;
- регламентом политических отношений.
Несовпадение установок и потребностей акторов (субъектов политической деятельности) способствовало возникновению противоречий. Это обусловило необходимость выработать специальные механизмы по их устранению или перевести процесс в некую вялотекущую стадию. Именно поэтому большей частью внутренние источники определяли возникновение политического процесса.
Если общество базировалось на авторитарных традициях, то политические процессы разворачивались как косвенное или прямое противостояние между субъектами политики, что часто заканчивались вооруженной борьбой.
В обществах, которые опирались на демократические традиции, амбиции субъектов политики или участников противостояния удовлетворялись материальной, моральной или другой формой компенсации вместо насильственных методов борьбы за власть. Чаще всего соперники шли на компромисс.
Внутренние источники возникновения политического процесса зародились в результате возникших взаимоотношений и взаимодействия разных политических субъектов, что позволяет их рассматривать в качестве источников его саморазвития. Как условие саморазвития в истории мировой политики внутренние источники имели всеобщее распространение, они характеризовали политические процессы, субъекты политической деятельности, политические институты, политические системы и так далее.
Возникновение общих и частных политических процессов
Все политические процессы подразделяют на общие и частные, которые отличаются содержанием, масштабом охвата общественной жизни, целями и результатами, формами протекания. Не смотря на множество отличительных черт обе группы процессов взаимосвязаны и оказывают значительное влияние на скорость протекания, формы и содержание друг друга.
Общие политические процессы охватывают все общество целиком. Они ведут к смене его политической системы. Частные политические процессы представляют собой многочисленные и разнообразные формы политической активности населения, которые направлены на реализацию политических целей, не касающихся политической системы общества (к примеру, не ведущих к смене формы правления или режима). Частные политические процессы протекают на местном, региональном, национальном уровнях, внутри классов, социально-демографических групп, наций; в политических партиях, трудовых коллективах и т.д.
Возникновение и протекание общего политического процесса происходит в тех формах:
- эволюция – главная и наиболее распространенная форма, которая отображает постепенные изменения в политической системе государства (политический режим, рост демократических или антидемократических тенденций), расстановка политических сил, структурах власти и т.д.;
- революция – характеризует резкие изменения в жизни общества, в результате чего происходит смена господствующих форм собственности и государственной власти; революция напрямую связана с насилием (иногда до вооруженной смены власти). Наблюдается стремительное разрушение политических органов, что, обычно, сопровождается многочисленными жертвами;
- кризис – потеря органами власти контроля над дальнейшим развитием противоречий, слабая управляемость экономики и других сфер, ослабление политических институтов, нарастание недовольства в обществе и т.д. Политический кризис затрагивает главным образом экономическую и социальную сферы. Кризисы в политике редко приводят к смене государственного строя.
Общий политический процесс отображает динамику политической системы социума в целом, характеризует смену форм и состояний государственного устройства (национально-территориальная организация, методы осуществления власти, форма правления), политического режима.
Частный политический процесс включает ряд структурных элементов: причины возникновения политического процесса, цель, субъект и объект процесса. Основная причина возникновения частного политического процесса – обозначение противоречия, которое требует разрешения (недовольство системой налогообложения). Объектом частного политического процесса является конкретная политическая проблема.
Политическая проблема возникает вследствие:
- появления и необходимости разрешения каких-либо политических интересов;
- создание нового правительства, реорганизация властных структур;
- создание новых политических партий, институтов, движений и т.д.;
- организация поддержки политической власти в стране.
Субъектом частного политического процесса является его инициатор (политическая партия, общественное движение, орган власти, отдельный индивид). Цель частного процесса – достичь того, ради чего весь политический процесс был инициирован. Знание цели помогает оценить реальность ее достижения, проанализировав реальные ресурсы, которыми располагают участники процесса.
Возникновение частного политического процесса не всегда связано с политикой. Он может возникнуть в любой сфере общества - социальной, экономической, культурной, духовной и т.д. Если проблема не решается в пределах какой-либо сферы, то она перемещается в плоскость политической проблемы.
Все частные политические процессы в своем развитии проходят через три этапа:
- 1 этап - определяются силы, которые заинтересованы в разрешении проблемы, уточняются их возможности и позиции, вырабатываются пути решения;
- 2 этап – происходит мобилизация всех сил для осуществления намеченных целей в решении проблемы;
- 3 этап – происходит принятие политическими структурами мер по решению проблемы.