Политический процесс как составная часть общественного процесса
Политический процесс – это все, что происходит в политической системе в ходе ее функционирования: деятельность государств, партий, политических движений, отдельных людей, изменения в политической культуре, политическом сознании и поведении людей.
Политический процесс представляет собой последовательную, внутренне связанную цепь политических событий и явлений, совокупность действий субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.
Структура политического процесса включает:
- субъекты,
- объекты,
- средства,
- методы,
- ресурсы.
В современном мире политические субъекты являются политическими акторами. К ним относятся государства, партии, лидеры, элита, народ, социальные группы. Объектами политического процесса являются: власть, политические отношения, политические институты, социальные группы и личность. Субъекты и объекты политики могут меняться местами. Развитие политических процессов в каждый отдельный момент времени определяется сложным противоборством интересов различных субъектов политики. Взятое в своей совокупности такое противоборство интересов образует сферу политического процесса.
В результате взаимодействия самых разных политических акторов формируются общие тенденции развития политического процесса, которые зависят от организованности, мобилизованности актора, объема его ресурсов: знаний, технических и финансовых средств, идеологии, настроения народа.
Существуют разные типы взаимодействия политических акторов:
- конфронтация;
- нейтралитет;
- компромисс;
- союз;
- консенсус.
Примером конфронтации или открытого противоборства из-за несовпадения интересов и позиций является современные отношения между исламом и западным миром. Субъект (актор), который выходит из зоны активного взаимодействия, занимает позицию нейтралитета (например, нейтралитет Бельгии). Некоторые страны идут на уступки и добиваются согласия в том или ином политическом вопросе благодаря компромиссу (компромисс между США и странами G20 по поводу свободной торговли). Когда объективно существуют пересечение и совпадение интересов и позиций, тогда возникает тесная дружеская форма взаимодействия – союз (военно-политический, таможенный, экономический, валютный).
Современные мировые политические процессы конфликтны и противоречивы. Для снятия напряжения в обществе и достижения согласия применяют универсальный принцип демократии - консенсус.
Современные политические процессы подразделяются на:
- конфликтные (революция);
- консенсуальные (проведение реформ);
- внутриполитические (выборы депутатов государственной думы);
- внешнеполитические (конфликты между государствами и идеологиями);
- демократические;
- недемократические.
Сталкивающиеся интересы могут конкурировать открыто или скрыто, не публично. Различие публичной и не публичной политики является структурообразующим для политического процесса. Примером скрытого, не публичного мирового современного политического процесса является лоббизм, то есть попытка отдельных лиц, групп или корпораций оказывать давление на институты государственной власти для того, чтобы они принимали выгодные им лично решения. В условиях демократии основной формой реализации политического процесса является парламентская борьба.
Особенности политического процесса в России являются:
- всепроникающая способность политики во все сферы жизни общества;
- конфликтный характер, отсутствие консенсуса между участниками политической жизни;
- не структурированность и высокая степень совмещения и взаимозаменяемости политических ролей;
- отсутствие интеграции между участниками политического процесса;
- навязывание обществу нововведений со стороны правительства;
- высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты.
Таким образом, эффективные демократические процессы возможны при наличии развитых институтов гражданского общества и зависят от политического участия граждан.
Основной опасностью, блокирующей развитие политического процесса, является его монополизация, то есть присвоение какой-либо группой права единичного или доминирующего направления всех политических взаимодействий. В тех случаях, когда государство тяготеет к применению методов теневой и не публичной политики, можно говорить об авторитарном (тоталитарном) политическом режиме.
Монополизация политического процесса является основным препятствием для развития, усовершенствования и самой возможности его осуществлении. Сейчас, когда противоборство интересов внутри отдельного государства становится все сложнее отделить от глобальных процессов, происходящих на мировом уровне, традиционные различия между внешней и внутренней политикой постепенно утрачивают свой смысл.
Политическая глобализация
Свободное движение капитала, людей, информации, денег, технологий - все это проявлением глобализации, которая влияет на политические процессы и усиливает миграционные потоки. Политическая глобализация стремится к формированию международных политических систем.
Более ранней политической системе, где все решалось насильственным путем, пришла на смену современная мировая система, и важную роль в ее формировании играют национальные и территориальные интересы.
Возник такой феномен, как глобальное правление – развитие специализированных международных организаций (лига наций, ООН, Совет Европы). Неотъемлемой частью глобализации является создание военно-политических союзов. Например, Организация североатлантического договора (НАТО), организация договора коллективной безопасности (ОДКБ), шанхайская организация сотрудничества (ШОС).
Глобализация способствует усилению взаимозависимости между странами. На данный момент страны не могут существовать изолированно друг от друга. Политические процессы, происходящие в одних странах, могут влиять на развитие политических процессов в других странах. Например, революция в Тунисе всколыхнула Египет. Массовые демонстрации и протесты в Египте спровоцировали волну недовольств на ближневосточном и североафриканском пространстве: Йемене, Сирии, Ливане, Иране, Бахрейне. Экономический кризис, начавшийся в США и Великобритании способствовал развитию социально-политическим процессам в Исландии, Греции, Португалии, где сменилось правительство, где сотни и тысячи людей вышли на улицы.