Развитие любой страны представляет собой процесс, состоящий из самых разных компонентов и предполагающий решение властями важных задач посредством активного участия широкого спектра субъектов. То же самое можно сказать и об одном из комплексных аспектов государственного строительства — развитии и регулировании политической системы, которые также выстраиваются в определенный процесс.
Рисунок 1. Политический процесс. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Политический процесс - последовательность явлений, событий и действий, которые в целом характеризуют доверительные взаимоотношения различных субъектов - организаций, людей, правительственных органов власти - в сфере политики.
Указанный процесс может формироваться в разных областях общественно-социальной жизни и на различных уровнях. Он может обозначать коммуникации между субъектами в пределах одного действующего законодательного органа или всей государственной системы, проходить на региональном, муниципальном или федеральном уровне.
Огромный потенциал и объем разнообразных принципов политического процесса, исследуемых социологией в канале политики, определяет многогранность научных подходов и способов.
Исследовательские методы, используемые политической социологией, не считаются принципиально отличными от тех, которые функционируют в других сферах политологии и социологии, следовательно, базируются на теоретических основах общих социологических теорий. Однако при тщательном изучении конкретных аспектов политических процессов иногда появляются некоторые трудности применения общепринятых способов, вызванные особенностью самого объекта исследования.
Методы, используемые в пределах социологических норм для анализа политических процессов, можно условно разделить на несколько групп в зависимости от целей, задач и объекта исследования:
- общие методы, которые предполагают мониторинг уже структурированной информации (системный, структурированный и сравнительный способы);
- частные методы, который характеры именно социологии, выделяющие в своей работе принципы сбора информации (наблюдение, опрос, научный эксперимент и др.), и методики анализа полученных статистических данных.
Само понятие политического процесса подразумевает достаточно широкую трактовку, где каждая интерпретация может означать создание самостоятельных категорий в рамках исследуемого явления. Политологи, таким образом, выделяют сразу несколько типов данной системы в политике, которые могут сильно различаться между собой.
Классификация политических процессов и их принципы
Для того чтобы изучить и понять типы политических процессов, изначально стоит определить вероятные и наиболее подходящие основания для грамотной классификации этого явления. В современной науке распространен подход, согласно которому политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические (в зависимости от того, какова суть и значимость ключевых субъектов, напрямую влияющих на их развитие).
Другие аргументы для разделения политических процессов — обозначение их осуществления в добровольном или контролируемом виде. Здесь изучаемое явление будет рассматриваться в аспекте специфик механизмов систематического участия всех субъектов в определенных коммуникациях.
Выделяют также формы политического процесса, как открытый и теневой (центральный критерий здесь — публичность действующих субъектов, которые влияют на соответствующие процедуры). Существует разделение процессов на революционный и эволюционный типы.
Государственно-правовые процессы могут быть стабильными и волатильные. В этом случае имеет значение то, насколько предсказуемым и стабильным будет поведение исследуемых субъектов, непосредственно влияющих на всю деятельность системы.
Политический процесс имеет свои конкретные принципы, которые можно выразить в виде следующего списка:
- легитимность, то есть обязательная законность работы всех субъектов в правительственной среде;
- легальный состав всех участников данного процесса;
- достойная конкуренция субъектов политической деятельности;
- независимость и открытость для средств массовой информации;
- контроль и мониторинг со стороны гражданского общества за политическими процессами.
В современных условиях глобализации можно наблюдать внедрение сразу всех указанных принципов. Различные государственные структуры и органы осуществляют надзор за тем, чтобы в данной сфере не допускались грубые нарушения.
Например, прокуратура осуществляет тщательный контроль за легальностью работы субъектов в политической сфере, а суд изучает категории конфликтов, напрямую касающихся избирательных преступления, и процессов, нарушающие избирательные права народа.
Внешнеполитические и внутриполитические процессы
Первое основание для правильного разделения рассматриваемого явления - реализация его разновидностей во внешнеполитических или внутриполитических сферах
Политическая форма, которая относится к первому критерию, предполагает активное участие субъектов, имеющих важное значение для институтов власти и общества, функционирующие внутри отдельно взятой страны. Его субъектами могут выступать быть люди, занимающие определенные должности в законодательных органах, владельцы компаний, представители общественных структур, рядовые граждане и различные партии.
Внешнеполитический процесс подразумевает, что на его ход воздействуют субъекты исключительно иностранного происхождения — главы, зарубежных корпораций, государств и учреждений.
Некоторые политологи выделяют деловые коммуникации, которые могут формироваться только на международном уровне. Таким образом, создается стабильный мировой политический процесс, а характерные для него события могут в дальнейшем влиять на положение дел в отдельно взятых странах.
Структурный аспект в этом аспекте также очень важен и предполагает включение таких компонентов:
- субъект в виде органа власти, политической или общественной структуры, а также конкретный гражданин, способный воздействовать на ход рассматриваемых событий и явлений;
- объект – сфера активностей самого субъекта, характеризующая задача его действий заключается в конкретных предпочтениях и приоритетах;
- методы помогают субъекту принять правильное и своевременное решение;
- ресурсы – необходимые для представителя политического процесса в его деятельности.
Методы политического процесса
Рисунок 2. Методы анализа политических процессов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В целом, основная сущность представленных методов также может кардинально разниться и меняться со временем. Субъект законодательного органа, призванный быстро решать задачи по совершенствованию хозяйственной системы страны и иные важные проблемы, должен в первую очередь каким-то образом получить свою должность. В этом деле речь идет о способах, опираясь на которые абсолютно любой образованный человек сможет взять власть в свои руки.
Политический процесс характеризует будущие выборы и определяет, каким образом они будут проходить – на уровне страны, региона или муниципалитета.
В свою очередь, фактическое и обязательное решение задач, связанных с модернизацией экономической системы, будет реализовываться уже на основе совершенно другого подхода— законотворчества.
Исследуемый термин «политический процесс» должен пониматься как определенная совокупность явлений и событий, наблюдаемых на том или ином уровне общественной коммуникаций, а также, как особая категория с многогранной структурой, которая включает в себя достаточно несхожие элементы. Отдельные компоненты политического процесса можно охарактеризовать комплексностью и систематичностью, а их сущность интерпретировать с помощью разных методов.