Политические процессы, протекающие на Африканском континенте
Проблемы интеграции регионального типа в Африке в большей степени обусловливаются характером построения политического процесса на африканском континенте. По мнению Н.Д. Косухина, политическая власть находит реализацию при помощи государственной власти, отражающей, в основном, политические, экономические и идеологические интересы господствующего класса. В наиболее развитых странах Африки политическая власть не слишком социально обусловлена, расходится в традиционные, религиозные, этнические отношения. Сфера политики в данных государствах обладает собственной спецификой. Социальный базис власти представлен общностью разнородных сил, в которой управляющая роль отдана политической элите. В реализации властных функций принимают участие не лишь государство и управляющие партии, массовые организации общественного типа, но и сами традиционные институты.
Природная, культурная и этническая многообразность африканского мира, самобытный этногенез, исторических судеб его народностей во многом задали специфику развития общества стран континента.
Важно отметить, что в 21 век Африка зашла за руку с отстающей экономикой, оставаясь регионом с перманентной политической нестабильностью. В данных условиях важную роль сыграла мобилизация внутренних населенческих ресурсов, строжайшей дисциплины, учета и контроля со стороны государства. Здесь и возникла ярая потребность в мощной власти.
В докладе Всемирного банка о перспективах развития Африканского континента, названном «Может ли Африка претендовать на 21 век?» отмечено, что либерализация и скорый отказ государства от участия в жизни экономической области не всегда несут положительные результаты. Документ отмечает необходимость «сильной и действенной страны». В докладе отмечена необходимость реализации еще очень многого для того, чтобы институты государства начали по-настоящему изображать надежды африканского народа. Предполагается добиваться представительств в них разнообразных групп этноса, в их числе национальных меньшинств, отдать некоторые полномочия центральных органов местным, обратить власть на местах в реально работающую, подтвердить верховенство закона, снизить объемы коррупции, увеличить эффективность государственного аппарата.
Вместе с этим необходимо учесть, что одной из важнейших особенностей реализации власти политики в Африке представляется своеобразный государственный культ, почетность любой близости к нему и причастность, что образует одну из старых традиций востока. В политической жизнедеятельности Африки доминирующим типом институционализации власти государства является авторитарно - бюрократический, который основан на доминантном положении в государственной системе институтов исполнительной власти и отождествлением ее с личностнойправящей властью. Африканский вид бюрократической государственности покоится на административном центризме и патримониализме, который может обозначать субъективно-личностные отношения.
За период независимого существования колониальные конструкции, которые были навязаны африканским обществам снаружи, смогли быстро африканизироваться, а современные институты государства уже пропитались традиционными представлениями о властности и авторитетности.
Особенности проблематики политических процессов в Африке
В российской литературе довольно-таки основательно развита проблематика роли государственности в политической жизни развивающихся стран. Во множестве исследований рассмотрены особенности структур власти в развитых странах:
- слитные партийные государственные структуры;
- верховенство управляющей партии;
- множественный классовый характер власти государства и ее относительная независимость;
- распространенность формы военного управления;
- персональный характер государственной власти, который связывается обширными полномочиями лидера государства, часто принимавший уродские формы культа личности.
О последнем свидетельствует жизнедеятельность президентов МобутуСесеСоко в Заире, Бургибы в Тунисе, Банды в Малави, и других, которые правили пожизненно.
В условиях нестабильности политики, отсутствия согласия гражданственности, а также под угрозой распада территориального и в итоге борьбы за власть между разнообразными группами везде были сформированы однопартийные системы, ведущие к утверждению авторитарных режимов политики. В конце 80-х годов они были реализованы уже в 38 из 45 стран Тропической Африки.
С общей точки зрения политическая власть в странах Африки представлена сложной системой общественных отношений, множеством перемен. Механизмы власти, методики ее реализации характеризуются слиянием строгого и нового, привнесении во вновь образованную систему политических отношений религиозных, этнических, клановых и другихнеклассовых связей. В итоге власть получила отличия в виде гибридности, этничности, что привело к ее неустойчивому и противоречивому характеру. Это явилосьпоследствием унаследованных социальных отсталых структур, отсутствием традиций демократии, слабой развитостью экономического плана и зависимостью. С иной стороны, это итог незавершенного постколониального развития политики, модернизации социальных и экономических структур.
Путь изменений демократического типа в африканских странах сопрягается со множественными трудностями, он будет проходить длительно и нелегко. Процессия демократизации дает отражение, в конечном счете, поиск путей альтернативного развития. При всем этом политически динамизм в большинстве случаев обнаруживает направленность не от авторитарной системы к демократической, а совершенно противоположно направленную тенденцию. В этих условиях сам факт устремления лидеров африканских стран к интеграции довольно симптоматичен, он отражает здоровую тенденцию внутреннем политики к объединению разнообразных социальных политических группировок континента, сотрудничеству и борьбе за собственные интересы на поле политики и экономики мирового масштаба.