Структура политического процесса
Политический процесс – это продолжительная и последовательная во времени смена состояний подсистем политической системы и всей политической системы в целом, которая происходит под воздействием внешних и внутренних условий жизни общества.
Политический процесс неразрывно связан с функционально-динамическими элементами политической системы, со взаимодействием с социальной средой. Функционирование политической системы обладает цикличностью.
В политическом процессе выделяют несколько фаз:
- вход – влияние различных факторов на политическую систему в виде выдвижения к ней требований и ее поддержки;
- конверсия – трансформация требований в решения;
- выход – ответная реакция политической системы в виде действий и решений;
- обратная связь – возврат к исходной точке равновесия.
Политическая система структурирована, включает подсистемы и части различной сложности, элементы и отношения между ними. Политическая система состоит из политических отношений и подсистем 3-х уровней власти: две институциональные подсистемы (макроуровень), промежуточный уровень (мезоуровень), неинституциональный уровень (микроуровень). Эти уровни подразделяются на параллельные, чаще всего конкурирующие структуры (теневые и легальные). Политическая система внутри всех структур делится на субъекты политических отношений (правящих органов, руководителей), носителей власти, рядовых членов массовых ассоциаций, исполнителей, социальной базы.
В макроизмерении политический процесс – это воспроизводство политической системы под влиянием действующих на нее внешних факторов. Политический процесс в микроаспекте представляет собой равнодействующую акцию разных политических и социальных субъектов (совокупность субпроцессов).
Основная составляющая политического процесса – активная политическая деятельность граждан, связанная с контролем над органами власти или с давлением на них.
Общий ход и результаты макропроцесса складываются из многочисленных действий (акций) и взаимодействий (интеракций) различных акторов. Макропроцесс состоит из ряда субпроцессов (микропроцессов).
Подсистемы политической системы
Политическая система – это целостное образование, которое включает несколько более-менее самостоятельных подсистем:
- Институциональная подсистема. Формируется из политических институтов, которые являются, в свою очередь, самостоятельными системами. Институциональная подсистема включает общественные организации, политические партии, государство и отношения между ними. Основная роль в подсистеме принадлежит государству, значительную роль играют средства массовой информации и церковь, оказывающие большое влияние на формирование общественного мнения.
- Нормативная подсистема. Состоит из политико-правовых принципов, норм и традиций. Главное место в подсистеме занимают нормы права, служащие основным регулятором общественных взаимосвязей.
- Функциональная подсистема. Включает комплекс реальных функций, которые осуществляют разные гражданские объединения или политические институты. Подсистема является основой политического режима, определяется способами осуществления власти и формами политической деятельности.
- Коммуникативная подсистема. Характеризуется наличием различных принципов и форм взаимодействия внутри политической системы (между подсистемами) и с другими странами. Подсистема определяется институтами государства, отношениями между исполнительной и законодательной ветвями власти, субъектами политических взаимодействий.
- Культурно-идеологическая подсистема. Складывается из разнообразных чувств, взглядов, идей, участников социальной жизни. Подсистема тесно связана с массовой политической культурой, значением рациональных установок или традиционных стереотипов в сфере поведения, которая политическая культура оказывает на общественное сознание.
Основные компоненты политического процесса
Любой политический процесс обязательно включает деятельность государственных институтов (парламент, правительство, полиция, армия, спецслужбы), деятельность групп давления (интересов) и партий, индивидуальную активность граждан. Содержание политического процесса включает сочетание политического участия граждан и государственного управления (субпроцессов), которые идут сверху и снизу.
Дж. Пауэлл и Г. Алмонд при описании функций институтов в политическом процессе выделили несколько основных фаз и соответствующих им носителей. Схема, предложенная учеными, определила каждому институту специфическую роль в целостно функционирующей системе.
Основные компоненты политического процесса:
- Артикуляция групповых и индивидуальных интересов. Носителями данной функции являются группы интересов (особые коллективы): профсоюзы, которые выражаю интересы наемных работников и работодателей; ассоциации бизнесменов и т.д.
- Агрегирование (обобщение) интересов. Главным образом связана с деятельностью политических партий. На этом этапе происходит отбор и объединение в единую партийно-политическую позицию разнородных интересов групп и индивидов.
- Интегрирующая функция. Используется в фазе выработки политического курса. Ее осуществляют законодательные и представительные институты, формирующие коллективные решения.
- Реализация принятых решений. Деятельность институтов исполнительной власти, предпринимающих надлежащие меры и изыскивающие необходимые ресурсы.
- Контроль и арбитраж в рамках политического процесса. Эти функции принадлежат институтам конституционного и судебного надзора, которые устраняют противоречия на основе общепризнанных норм.
Разные субпроцессы политики (гражданское давление и государственное управление, партийное руководство и лидерство, индивидуальное и групповое участие граждан) объединяются в единый поток политического процесса.