Факторы, влияющие на функционирование политического процесса
Функционирование политического процесса – это способы деятельности политической системы общества, которые изменятся во времени и в пространстве; совокупная деятельность субъектов политики.
Эффективность функционирования политических процессов находится под влиянием определенных факторов, таких как:
- уровень централизации / децентрализации власти;
- степень разделения властей (судебной, законодательной и исполнительной), их уравновешенность;
- способы принятия и реализации политических решений;
- качество взаимодействия государственных и партийных структур, косвенно или прямо воздействующих на процесс принятия политических решений;
- взаимосвязи внутри правящего слоя (между оппозиционной и правящей элитой, между политическим руководством и аппаратом управления, между отраслевыми сегментами элиты и др.);
- соотношение прерогатив и прав центральных и местных органов власти.
Центром политического процесса выступает политическое решение - процесс определения задач и целей политического действия, форм, этапов, способов и методов их достижения, который осуществляется в индивидуальной или коллективной форме.
В зависимости от определенных объективных и субъективных факторов политические процессы имеют разные режимы протекания:
- функционирование – воспроизводство политических отношений, которое периодически повторяется (стабильный период развития политической системы и общества без острых политических кризисов и конфликтов; удержание в руках легитимной политической элиты власти; одобрение и поддержка большинством населения конституции государства);
- развитие – это адекватная реакция структур и механизмов власти на социальные требования и изменения в политической системе (частичные изменения в органах власти, что позволяет поднять уровень воздействия правящей элиты, ее роль и авторитет в решении вопросов жизни общества);
- упадок – распад целостности всей политической системы (политическая система на определенном уровне своего развития претерпевает застой и стагнацию; оппозиционная элита начинает набирать политический вес и влияние, становится возможным формирование новых форм организации политической жизни; данная динамика политического процесса обладает негативными чертами относительно существующего института власти, вследствие чего правящая элита и политические институты, связанные с нею, теряют свою легитимность).
Способы функционирования и этапы политического процесса
В политологии выделяют два способа функционирования политического процесса:
- Консервативно-рутинный способ функционирования. Ориентирован на сохранение уже сложившихся и существующих относительно продолжительное время форм правления (определенный политический режим) и политических институтов (административный аппарат, государство, общественные объединения, партии, законодательная власть, судебная система, исполнительная власть). Консервативно-рутинный способ отличается большим количеством разнообразных регламентов, в задачи которых входит упорядочивание поведения людей в разных сферах их жизни, делегирование широкого спектра властных полномочий наверх, отсутствие оппозиции и плюрализма политической системы.
- Радикально-реформаторский способ функционирования. Характеризуется направленностью на удовлетворение новых общественно-политических интересов. Обладает гибкими формами организации. Предполагает качественно новое обновление стоящих прежде задач, изменение способов и средств политической деятельности. Новое всегда воспринимается, как нечто позитивное, противостояние инновациям носит разумный характер.
Политический процесс представляет собой совокупную деятельность различных общественных групп и организаций, социальных общностей, отдельных лиц, которые преследую конкретные политические цели. Политические процессы, протекающие внутри определенной страны всегда отличаются от международных политических процессов.
Каждый политический процесс имеет собственные этапы развития. Так, Г. Пауэлл и Г. Алмонд выделяют пять этапов динамики политического процесса:
- 1 этап - происходит артикуляция групповых и индивидуальных интересов, носителями групповых интересов групповые объединения;
- 2 этап - агрегирование интересов вследствие объединения разнородных интересов разных групп и индивидов в единой партийно-политической позиции;
- 3 этап – разработка нового политического курса, основанного на интеграции коллективных решений институтов государства;
- 4 этап - реализация принятых решений посредством деятельности институтов исполнительной власти, организующих для этих целей соответствующие мероприятия и изыскивающие необходимые средства и ресурсы;
- 5 этап - арбитраж и контроль через функционирование институтов конституционного и судебного надзора, осуществляющих функции устранения различий между другими группами и организациями на базе общепризнанных норм.
Особенности функционирования политического процесса
Политические процессы распространяются на конвенциональные (нормативные, договорные) изменения, характеризующие поведенческие акции, механизмы конкуренции за власть в государстве и отвечающие нормам и правилам политической игры, принятым в обществе, они захватывают изменения, которые указывают на нарушение субъектами ролевых функций, определенных в нормативной базе и превышение полномочий.
Политический процесс можно рассматривать, как комплекс локальных, относительно самостоятельных трансформаций политического функционирования субъектов (институтов, отношений), которые появляются на пересечении разнообразных факторов. Их показатели и параметры не могут быть абсолютно точно определены или спрогнозированы.
Политический процесс характеризует возможности модификации определенных параметров явления, дискретность изменений и одновременно с этим сохранения других его характеристик и черт в неизменном виде. Дискретность и уникальность изменений исключает возможности экстраполяции, то есть переноса значений современных фактов в будущее, оценок политического процесса, усложняет политическое прогнозирование, затрудняет предвидение перспектив политического функционирования.