IПолитический процесс теоретически возможно разделить на следующие этапы:
- формирование (созревание) политических приоритетов;
- постановка политических первоочередных приоритетов (повестка дня) политического процесса;
- формулировка политических вопросов, требующих управленических решений и политической воли;
- активация механизма принятия решений (политическая инструментализация);
- оценка результатов политических решений.
Формирование приоритетов
Рассмотрим этап формирования (созревания) политических приоритетов. Как правило, изучение истоков политики недостаточно рассматривается, и отсюда следует начинать политический анализ. Это политический анализ, который помогает определить размер и масштаб проблемы, направление действий правительства для достижения своих целей. Для целей политики характер проблемы возможно обозначить как условия и ситуацию, в которой обнаружены неудовлетворенные потребности определенной категории социума; и требуют целевых усилий, чтобы изменить ситуацию. Эти усилия могут быть осуществлены как теми, кто непосредственно заинтересован в проблеме, так и теми, кто действует в интересах первых.
Почему на первый план ставят определенные проблемы и требуют действий от власти, а другие - нет? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть следующие этапы политического процесса.
Постановка первоочередных приоритетов и формулировка проблем
Постановка политических первоочередных приоритетов - это второй этап политического процесса. В обыденной жизни люди, группы или организации сталкиваются с проблемами, которые требуют вмешательства государственных служащих, политиков и правительства. Многие люди постоянно требуют от власти установления цен на товары и услуги или монополизации рынка каждого производителя. И лишь небольшая часть этих требований принимается властями. Именно эти требования учитываются властью и принимаются конкретные меры по их реализации и создания явления "авансцены" или "повестки дня" политического процесса.
Формулировка политических проблем и принятия политических решений является очередным этапом политического процесса. Этот этап включает разработку действий и тактику их применения для реализации и решения вопросов, находящихся на переднем фланге политики. Многие политические предложений и программ разрабатываются равно как должностными лицами, так и специально определенными для этой цели лицами из неправительственных организаций.
Активная фаза и ее результаты
Активация механизма принятия решений (политическая инструментализация), последующий этап политического процесса. В реальной жизни трудно определить четко границу между принятием политического решения и его реализацией. Очевидна справедливость афоризма о том, что проведение в жизнь политики зависит от того, как она администрируется, а администрирование зависит от того, насколько продуманной является политика. Во многих современных политических системах, государственная политика применяется через сложную систему административных услуг (инструментованных). Эти службы осуществляют большую часть работы, делегированные правительством, и тем самым влияют на граждан более эффективно, чем другие государственные учреждения.
Завершающий этап политического процесса - этап оценки принятых решениях и их эффективность.
Как функциональная деятельность, политическая оценка может проходит через все этапы политического процесса. Например, оценка политических приоритетов, предложенных в политической повестке дня, уже появляется на раннем этапе политического процесса.
Есть несколько типов оценок эффективности политического процесса. Одним из них является тот факт, что политика и администрация всегда руководствуются критериями экономической эффективности, влияние отдельных программ и проектов.
Многие из этих критериев базируется на личных эмоциях и интересах. Критерии могут основываться на идеологических и партийных интересах. Спектр критериев достаточно большой и зависит от конкретных интересов многих оценщиков. Как следствие, может произойти целый ряд оценок того же политического курса или программы.
Оценка политики осуществляется как правительственными, так и неправительственными организациями. Оценка может быть систематической или спорадической. В некоторых случаях политическая оценка является институционализированной, в других она не структурирована и неформальная.
Государственная оценка существует в таких формах, как:
- парламентский контроль,
- государственный статистический учет,
- ведомственный государственный контроль и другие.
Существует также много вариантов политической оценки вне пределов правительства. Их проводят средства массовой информации, аналитические независимые центры и фонды, СМИ и тому подобное. Все они имеют дело с оценкой политики с целью влияния на государственных служащих и политические процессы в целом. Их деятельность также полезна для предоставления информации общественности о выполнении или невыполнении определенных программ.
Группы людей, граждане, как правило, имеют свое мнение по оценке существующей политики и ответы, поддерживая оппозицию или показывая равнодушие к этой политике.
Субъектам политического процесса в оценке своих программы приходится иметь дело с такими факторами, как давление со стороны организованных групп, инициирования референдумов и новых выборов, отставки должностных лиц и т.д. В результате, существует потребность в так называемой «обратной связи», то есть реакция правительства на требования окружающей среды политических процессов.
Реакция политических процессов на потребности и запросы среды принимает форму различных действий отдельных лиц, политиков и законодательных инициатив для политической коррекции, пересмотр законов, административного реагирования в виде предоставления оперативного обеспечения мероприятий политического процесса, перераспределение политических программ, фондов поддержки и т.п. Таким образом, завершающим этапом политического процесса является пролог для дальнейших политических решений и начало качественно нового этапа политических процессов.