Политические партии как часть политической системы общества
Политическая партия - это объединение граждан для участия в политической жизни общества путем выражения интересов и воли населения страны, участия в общественных и политических акциях, референдумах, выборах, выражения политической воли и интересов в органах управления разного уровня.
В современном демократическом обществе политические партии стали органической частью политической системы. Они имеют возможность принимать участие в формировании государственных органов, воздействуют как на внутреннюю, так и внешнюю политику страны и составляют партийную систему общества. Именно в общественно-политических движениях и политических партиях осуществляется политическая деятельность граждан.
В Конституциях разных государств даются определения целей и задач политических партий:
- способствуют выражению мнений граждан голосованием (Франция, Конституция ст. 4);
- содействуют выражению воли народа, осуществлению политической власти (Португалия, Конституция ст. 47);
- формируются для того, чтобы демократическим путем определять национальную политику (Италия, Конституция ст. 49);
- способствуют свободному функционированию и деятельности демократического режима (Греция, Конституция ст. 29).
Конституционно зафиксированы принципы свободного создания партий, политический плюрализм и многопартийность.
Основные характеристики политических партий:
- политические партии являются политическими организациями;
- политические партии являются общественными организациями (негосударственными);
- политические партии - устойчивые и достаточно широкие политические объединения, имеющие свои руководящие органы, рядовых членов, региональные отделения;
- политические партии должны иметь свою программу и устав;
- политические партии формируются на определенных организационных принципах;
- политические партии ограничены фиксированным членством (однако, демократическая и республиканская партии США не ограничены фиксированным членством);
- политические партии базируются на определенном социальном слое общества.
Общественно-политические движения и партии имеют ряд отличительных признаков, в числе которых: они формируются для относительно узких и «адресных» целей - защита окружающей среды, борьба за мир и т. д. Общественно-политические движения не ставят задачи борьбы за власть, а только выдвигают определенные требования перед властями.
Демократические государства запрещают партии, использующие насильственные и подрывные методы борьбы за власть, партии фашистского, тоталитарного, милитаристского типа с программой, которая направлена на упразднение конституции, свержение власти, и имеющих дисциплину военного и полувоенного типа.
Обязанность всех партий – строгое соблюдение конституции и демократического режима внутрипартийной жизни. Политические партии – организации гражданского общества и не имеют права присваивать функции государственной власти.
В настоящее время в Конституции РФ правовое положение политических партий соответствует мировым демократическим стандартам: приняты политический плюрализм, конкурентная борьба за власть посредством приобретения голосов избирателей, под запретом партии тоталитарного типа, которые исповедуют насилие в качестве политической борьбы (Конституция ст.13). Организация партии происходит по инициативе учредителей и имеет право начать легальную деятельность, зарегистрировав ее устав в Министерстве юстиции РФ. В случаях, когда партия выходит за конституционные рамки, ее деятельность запрещается.
Политические партии как институт гражданского общества
Как партии, так и государство – это политические организации, политические общественные институты, являющиеся элементами политической системы общества. Государство – центральное звено политической системы, устанавливающее «правила игры» для всех политических сил и выступающее в качестве фактора, интегрирующего элементы политической системы в единое целое. Политические партии представляют один из институтов гражданского общества, поэтому нельзя не принимать во внимание объединяющую роль гражданского общества и его значительное влияние на деятельность государства.
Различие партий от государства состоит в том, что государство является выразителем интересов общества в целом, оно - официальный представитель всего народа. «Рычаги» политической власти, к обладанию которыми стремятся политические партии для того, чтобы при помощи механизма государственной власти подготовить выполнение своих программ, находятся у государства. Так, правящие политические партии, получившие возможность осуществлять механизмы государственной власти, разворачивают свое влияние размещением на важнейшие государственные посты членов партий.
В типологии политических партий происходит дифференциация партий на легальные и нелегальные, оппозиционные и правящие. Среди правящих партий выделяют правящие монопольно и правящие в составе коалиции. По характеру партийной идеологии существуют коммунистические, либеральные, консервативные, социал-демократические и другие партии.
Деятельность политических партий, регулируемая государством, должна иметь законный характер и не нарушать прав и свобод граждан.
Демократические страны на законодательном уровне постановили, при каких обстоятельствах органы государственной власти и должностные лица могут вмешаться и внести ограничения в деятельность политических партий:
- чрезвычайные ситуации в период действия особых правовых режимов;
- военное положение;
- чрезвычайное положение.
По законодательству политическим партиям запрещено использование наименований, которые оскорбляют религиозные, национальные или расовые чувства, нарушают общепризнанные нормы морали. Также политические партии должны использовать индивидуализированную символику, не совпадающую с символикой других государственных и негосударственных структур. В отдельных законодательствах встречается запрет на членство в политических партиях для государственных служащих.
Зарубежные государства финансируют парламентские и оппозиционные партии более активно, чем в РФ. Процесс финансирования основывается на детально разработанной правовой основе. Такого рода политика государства признается как один из основных факторов реального обеспечения независимости для деятельности и парламентских, и оппозиционных политических партий.