Понятие политической системы общества
Политическая система общества – это организованная на объединенном нормативными ценностями базисе совокупность взаимных действий, то есть отношений политических субъектов, которые связаны с осуществлением властных полномочий и управленческими действиями в обществе.
Исследуемое понятие соединяет различные действия, взаимные отношения групп, наделенных властными полномочиями, а так же подвластных, управляемых и управляющих, подчиненных и господствующих. Система занимается теоретическим обобщением деятельности и взаимосвязанности организованных форм властных отношений — государственных и других институтов и организаций, а также политических и идеологических норм и ценностных ориентировав, которые регулируют политическую жизнедеятельность членов такого общества.
Понятие политической системы обозначило характерные для конкретного общества структуры политических отношений и типы политических процессов.
Основные формы политических систем:
- Теократия;
- Демократизм;
- Тоталитаризм
- Авторитаризм
Значение права в политической системе общества
Право относится к числу не только наиболее важных, но и самых сложных явлений общества. Еще римскими юристами обращалось внимание на то, что оно не может быть исчерпано каким-то единственным признаком либо значением
Право представляется совокупностью общеобязательных поведенческих правил, которые установлены или санкционированы государством. За их нарушение используются разнообразные меры государственного воздействия.
Значение права в системе политики общества позволяет уяснять следующие аспекты их соотношений.
Право является результатом деятельности общества, человека и государства, который обозначает пределы человеческой свободы. В государственном организованном обществе эти грани (пределы) свободы закрепляются в нормативных официальных документах, обеспечиваютсясилами государства и авторитетностью общества.
Право проносит в себе социальный ценностный потенциал, являясь одной из составных частей основания нормативности функционирования и организации общества. В его границах могут учреждаться образовываться институты политики, выделяются полномочия элементов структурирования политической системы. В правовом образе выражаются отношения по отношению к государственной власти, взаимной связи меж государственных органов, партиями политической сфере, общественными соединениями и гражданами, с иными государствами. Проще говоря, право выступает в образе целесообразного и высочайше эффективного средства урегулирования самых важных общественных отношений.
Право является своеобразным аккумулятором волевых стремлений:
- отдельных индивидов;
- социальных группировок;
- многочисленных классов и социальных слоев;
- всего общества в целом.
В праве образуется верховный консенсус, то есть согласие, всех волевых структур, который определяет меры свободы любого человека и воссоединения в обществе. В силу собственнойсистемности и структурированности право может аккумулировать в себе устремления воли на разнообразных ступенях общественного организма, поэтому выступать формой реализации социальной политической автономии людей, их коллективных образований, религиозных и национальных совокупностей.
Право обладает ролью опосредующего и связующего звена меж политической системой и гражданским сообществом. С одной стороны, оно абсорбирует и собирает различную социальную информацию, значимую в юридическом и политическом плане, а с другой – занимается переводом политических требований на язык определенных строгим образом и обеспеченных государством правил поведения, создает формы процедурного претворения их в человеческую деятельность. В текстах нормативных правовых актов типично сочетаются юридическая и общая политическая оценка регулируемых отношений общества, что является очень важным для правильного понимания и применения законодательства, закрепления законности и правового порядка в государстве.
Право - это необходимый стабилизирующий фактор системы политики. Стабильность и упорядоченность отношений в политической сфере, которая регулируется правом, обеспечиваются тем, что правовые нормы не обладают одномоментным характером. Они рассчитываются на длительное по времени существование, и реализуются в строгих регламентированных процессуальных формах.
Источниками права являются не одни лишь нормативные государственные акты, но так же прецеденты, обычаи, решения, законы, которые принимаются на референдуме всенародного масштаба. В данных случаях превентивная и регулирующая силы права приобретают абсолютный социальный, общегражданский характер, выходят за границы только лишь политических явлений.
Роль права в политической системе общества заключена в том, что оно:
- служит одним из связующих средств меж обществом и его системой политики в законодательстве, принимаемом законодательными органами государства, отражаются интересы больших группировок индивидов, разнообразных классов, слоев, групп населения;
- аккумулирует общественную волю, всех его политических силовых основ;
- интегрирует общество, делает политическую систему стабильной, в частности, конституции и прочее законодательство обычно на период длительного времени закрепляет систему политических институтов, правовое основание взаимных отношений между ними, государственное устройство и т.д.;
- устанавливает правовые формы организации, функционирования и изменения власти государственного масштаба, методики и способы политической борьбы всех существующих в этом обществе политических сил и т.п.
- легализует в правовых актах, таких как, конституции, законы, подзаконные акты субъектов организации политической специфики - государство, политические партийные ячейки, разнообразные движения, общественные организации и т.д., которые обязаны действовать в соответствии данных границ.