Сущность политической системы Польши
Польская политическая система обладает сложной, нестабильной институциональной структурой, что является характерным для стран Центральной и Восточной Европы, которые переживают переходный период.
Политические партии, согласно ст. 4 конституции, формируются на базе принципов равенства и добровольности прав граждан с целью оказания воздействия методами демократии на образование политики государства.
Порядок формирования, регистрации, правовые базисы деятельности партий политикиурегулированы законом о политических партиях от 28 июля 1990 года.
Политической партией, на основе данного закона, признается организация общественного типа, которая выступает под конкретным названием и устанавливает себе цель участия в публичной жизни, прежде всего, оказание воздействия на образование государственной политики и реализацию власти.
Правом на соединение в политические партии обладают граждане, которые достигли возраста 18 лет. Регистрацию только созданной партии реализует варшавский воеводский суд на основе заявления, при присутствии на нем подписей не менее пятнадцати членов.
Регистрация партий - открытая. Создание таких общностей и участие в них, цель или деятельность которых может посягать на политический либо социальный строй, либо правовой порядок Польши запрещены.
О несоответствии деятельности или политической партии конституции решение может принимать только Конституционный трибунал. Последний, на основе представления варшавского воеводского суда или же министерства юстиции, выдает заключение о противоречивости целей либо деятельности партии политики конституции, при том он может давать рекомендации по внесению в конкретный срок соответствующих изменений в устав либо программные документы партии.
Если деятельность партии направляется на перемены конституционного строя в Польше, или партия представляется организацией, которая применяет методики насилия в политической жизни, то министр юстиции заявляет в Конституционном трибунале предложение о запрещении ее деятельности.
В соответствии с законодательством средства партии образуются из членских взносов, имущества, даров, которые могут быть получены в порядке наследства по завещанию, доходов от имущества партии и деятельности хозяйственного плана, а также пожертвований общества. Доходы от деятельности хозяйствования должны освобождаться от налогов в части, которая используется на уставные нацеленности партии.
Политические партии не могут использовать какую-либо деловую поддержку или финансовую помощь иностранных граждан и юридических лиц, которые образованы иностранцами. Источники финансирования партии должны являться открытыми.
Партийные образования Польши и их жизнедеятельность
В данный момент в Польше действует свыше 200 партий, большая часть из которых обладают близкими политическими позициями. Главным барометром политического веса, роли партии в жизни общества представляются парламентские, а также президентские выборы.
Прошедшие в сентябре 1993 года внеочередные парламентские выборы нашли 6 главных ведущих политических сил современной Польши.
Самое большое число голосов избирателей собрал Союз демократических левых сил, который получил поддержку в размере 20,5 процента польских избирателей. Данный блок составляетСоциал-демократия Польской Республики, образованная в 1990 году на основе Польской Объединенной Рабочей партии. Союз свободы, Всепольское соглашение профсоюзов и иныегруппы социал-демократической и коммунистической ориентации, всего их было 17.
Эта левая коалиция борется за социально ориентированную рыночную экономику. На президентских выборах 1995 года лидер Социал-демократии Польши А. Квасьневский:
- в первом туре получил 35,11 процентов голосов электората;
- во втором туре - 51,72 процента, таким образом, став главой Польши.
Второй по количеству парламентской партией стала Польская крестьянская партия, собравшая 15,4 процента голосов избирателей. Программные положения ПКП берут опору на традиции истории людовцев, одного из основных движений общества межвоенной Польши.
СДЛС и ПКП обладают в настоящее время в Сейме более 2/3 мандатов, это свидетельствует о настоящей победе левых сил. Этот успех не является слишком стабильным, потому как его задает не только приверженность поляков социал-демократическим ценностям, но и протесты избирателей, направленные против трудностей и проблем в переходном периоде (проблемы экономического характера, безработица, которая достигла 3 миллионов человек) и некоторые иные факторы.
Иные партии, которые получили избирательскую поддержку избирателей, представлены политическими организациями, образовавшимися в итоге раскола профсоюза "Солидарность", общественной политической организации, которая возникла в августе 1980 года.
С объявлением военного положения в Польше 13 декабря 1981 года легальная деятельность "Солидарности" прекратилась.
В феврале, апреле 1989 года в Польше прошли заседания "круглого стола", в которых принимали участие представители:
- "Солидарность";
- ПОРП;
- Общепольское соглашение профсоюзов;
- Польский католический союз;
- Общество светских католиков “ПАКС";
- Епископат католической церкви.
Одним из первейших решений "круглого стола" являлась легализация "Солидарности". На проходивших в этом году парламентских выборах “Солидарность" победила; один из ее ли-деров, Т.Мазовецкий стал возглавлять правительство, начавшее производить глубочайшие преобразования экономического характера во всем государстве. Данное общественное политическое общество консолидировало в себе в конце 80-х годов все демократические, реформистские силы государства и играло важную роль в последующем социальном, экономическом и политическом развитии Польши.
Демократическая уния (ДУ) осуществила выход из "Солидарности", оформившись как политическая партия после выборов президентав 1990 году, ее возглавлял Т.Мазовецкий.
Данная правая партия на выборах парламента в 1993 году набрала поддержку в размере 10,5 процентов голосов польского электората.