Политический институт представляется устойчивым видом социального взаимного действия, который регулирует конкретный сегмент отношений политической власти в общественной сфере.
Чтобы отношения в сфере политики обладали устойчивым характером необходимо:
определение четких нормативов, предписаний, регулирующих поведенческий аспект людей, которые вступают во взаимодействие. К примеру, если речь пойдет об институте парламентаризма, то это будет общность норм, которые предписывают конкретные модели поведения депутатам парламента, накладывающие обязательства на последних участвовать в деятельности законотворческого типа, вести общение с избирателями, отстаивать публично собственную позицию и т.д. Перемены в персональном составе парламента в процессе очередных выборов не ведут к внесению изменений в эти нормы, кем бы ни был депутат, какие бы взгляды ни считал верными, он должен следовать базовым нормам, подтверждая собственный статус. При существовании института парламентаризма, в обществе постоянно будут люди, которые выполняют функции депутатов-законодателей;
устойчивость институционального взаимного действия необходимо постоянно поддерживать санкциями, применяемыми в отношении тех, кто совершал попытки нарушения принятых норм и правил. Данные санкции могут являться "мягкими", то есть существовать в образе общественного замечания, порицания, а могут стать и "жесткими", в тот момент, когда по отношению нарушителю будет применено принуждение;
Итак, политические институты представлены устойчивыми видами политических отношений, воспроизводство которых обеспечено при помощи:
Перечисленные свойства традиционно называют атрибутами института. Именно с их помощью политические институты становятся объективными, самовоспроизводящимися образованиями социума, не находящимися в зависимости от желания и воли конкретных индивидов, пробуждающими индивидов брать ориентир в собственном поведении на предписанные поведенческие модели, на определенные правила и нормы.
Рассмотрим современные политические институты и их особенности.
Институт парламентаризма занимается урегулированием в современном обществе отношений по поводу формирования представительного органа власти государства, исполнения им функции законотворчества. Институт парламентаризма представлен устойчивыми отношениями, в которые обязательно вступают люди, которые обретают соответствующий статус.
Институт парламентаризма имеет нацеленность на:
Нормативное урегулирование института парламентаризма коснулось, в основном, вопросов компетенции парламента, порядка его образования, депутатских полномочий, характера их взаимного действия с избирателями и населением в целом. Институт парламентаризма представляется в Российской Федерации - Федеральным Собранием, которое представляется представительным и законодательным властным органом.
Институты исполнительной власти представлены сложной системой взаимного действия, которая складывается меж органов, должностных лиц, которые осуществляют текущее управление делами общества и населения государства. Основным субъектом, который принимает более ответственные решения в границах данного вида политических властных отношений, являются:
Институт главы государства (президентства) обеспечивает устойчивость воспроизводства в обществе отношений, которые позволяют лидеру страны выступать от имени народа, быть верховным арбитром в спорах, давать гарантии целостности страны, незыблемости конституционных прав людей.
Институт государственной службы занимается регулированием профессиональной деятельности людей, которые принадлежат к особенной статусной группе. В РФ эта регулировка осуществима на базе закона "Об основах государственной службы РФ", определяющий правовой статус государственных служащих, порядок прохождения госслужбы, виды ответственности и поощрений служащих, основания прекращения службы и пр.
Институты судопроизводства заняты регламентацией отношений, складывающихся по поводу необходимости регулирования разнообразных конфликтов в общественной сфере. В отличие от законодательной, исполнительной власти суд, за исключением судебного прецедента, не создает нормативных актов, не занимается управленческой, распорядительной деятельностью. Но принятие решения судебного типа становится возможным лишь в сфере политической власти, которая обеспечивает неукоснительное подчинение определенных людей данному решению.
Институты судебной власти в РФ представлены системой конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства. Суды общей юрисдикции занимаются рассмотрением дел, связанных с нарушением гражданами законодательства, арбитражные суды занимаются рассмотрением экономических споров.
Институт гражданства определяет обязательства взаимного характера государства и гражданина по отношению друг к другу.
Институт избирательного права регламентирует порядок выборов в органы власти разнообразных уровней, а также выборов президентского места в государстве.