Теория элит
Распределения полномочий властных общества, базированная на дословном понимании термина «власть народа» (демократия) предполагает недопустимость создания и функционирования определенных группировок либо слоев, которые оказывают большее влияние на процессию реализации власти в обществе, чем остальные индивиды. Но имеются объективные причины, которые обусловливают присутствие на протяжении всех лет истории сплоченных компактных общностей, которые обладают реальностью власти и оказывающих воздействие на ключевые области функционирования государства.
Классическая теория элит
На протяжении множества веков бесспорная аксиома политической мысли представлялась тем, что власть общества распределяется неравномерным образом. Вместе с этим в эпоху революций буржуазии и посреди философов, и посреди политических деятелей начало преобладать убеждение, что все индивиды (это касалось мужчин) могут разделять власть в равных пропорциях. Радикальные критики общества буржуазии 19 века, сюда относятся марксисты, анархисты и пр., полагали, что долгий период жизнедеятельности общества без правящих и управляемых явился не только возможным и желательных, но и вообще неизбежным.
К концу 19 века схожие взгляды ставились под сомнение множеством учёных, представивших сильные систематизированные аргументы в пользу того, что при какой-либо форме организации управления обществом наиболее реальная власть общества в любом случае принадлежна правящему меньшинству. Эти ученые основали теорию элит.
Главный постулат теории элит классического типа широко выражал один из ее основоположников социолог итальянского происхождения Гаэтано Моска: "Во всех обществах, начиная от слабым образом развитых либо с большим трудом достигающих базы цивилизации вплоть до более могущественных и развитых, образованы два класса людей. Первый класс, обычно является менее многочисленным, исполняет все функции политики, монополизирует власть, получает те преимущества, которые задает власть, в то т период как второй, наиболее множественный класс контролируется, управляется первым...".
Элита представляется самобытной социальной группой, обладающей монополизирующим правом принятия решений, привилегиями и самосознанием. Обычно, элиту составляют люди, которые наделены особыми личностными качествами и, как минимум, волей к реализации власти. В это же время теоретики эллинизма обычно акцентировали, что управляющая элита является не просто совокупностью людей, которые обладают значимыми в социальном плане ресурсами, занимают верховные государственные посты.
В первую очередь, это обусловливается устойчивой социальной общностью, основанной на глубочайших внутренних связях находящихся в ней индивидов. Их соединяют общие интересы, которые связаны с обладанием рычагами реальной властности, устремление к ее сохранности и монополии, единоличная политическая воля к стабилизированию и закреплению позиции элиты как самостоятельной, а, значит, и прав-привилегий каждого ее субъекта. Управляющую элиту в образе социально-политического образования объединяют особенные ценности, на вершине которых власть занимает первое место, элитой разрабатываются свои нормы, которые регулируют внутрисистемные отношения, поддерживают целостность элиты и ее жизненную способность.
Выделяются общие принципы, которые образуют концептуальную базу теории элит классического типа, которые предлагали Г.Моска, а также иные Парето авторы этой теории Вильфредо Парето и Роберт Михельс:
Политическая власть и все ценности социума распределены неравномерным образом.
Для выражения этой позиции В. Парето, предложил присваивать любому члену общества абстрактные индексы: тому, кто зарабатывает миллионы - 10, тысячи - 6, и т.п. Объединяя индивидов, которые имеют самые большие социальные индексы, мы получаем класс, который называется элитой. Фундаментальная идея тут является простой и убедительной: люди могут ранжироваться на основе доли благ, которыми они могут обладать.
Люди подразделяются по существу на две группировки:
- те, кто обладает заметной властью;
- те, кто не имеет совершенно никакой власти.
Данный тезис логически не отражается в первом принципе, и в крупной степени - спорный. По мнению Парето, к примеру, могут быть средние позиции в пирамиде наделенных властью, то есть в одном случае человек - источник власти, в другом случае этот же индивид действует, при этом подчиняясь воле другого. В это же время большая часть сторонников теории элит классического типа придерживается дихотомического аспекта распределения власти.
Элита всегда является единой и однородной.
Как члены какого-то эксклюзивного клуба, представители элит отлично знакомы друг с другом, обладают сходными мотивами деятельности, обладают одинаковыми системами ценностей, интересов и предпочтений
Элита является самодостаточным отдельным сегментом общества.
В долгоиграющей перспективе всегда есть подъём и падение элит. Но в довольно короткие промежутки времени представители элиты избирают собственных преемников из привилегированного меньшинства.
Элита автономна.
Эта группировка никому не подотчетна за свои решения, кроме себя, и все наиболее важные социальные вопросы должны решаться в соответствие с интересами элиты.
Таким образом, ученые предоставили портрет общества в образе арены доминирования постоянного типа социально изолированной, постоянно устремленной к власти элиты над широчайшими массами.
Научные исследования элит в современное время, которые определены в соответствии с классической традицией, реализуются в границах следующих основных концептуальных моделей: элитистской и плюралистической.
Две эти модели имеют неразрывную связь с теорией элит классического типа: концепция элитизма увеличивает базовые постулаты классиков, концепция плюрализма делает попытки их опровержения.