Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Демократическая политическая система

Понятие демократической политической системы

Замечание 1

Уинстон Черчилль: Демократия является самой плохой формой правления, если брат в счет все остальные, которые время от времени подверглись ее проверке.

Демократия в современном мире представлена набором разнообразных политических систем, которые объединены только наименованием и наиболее общими принципами. Вместе с этим известными являются два взаимодополняющих и одновременно противоположных подхода, в действительности образующие проблемное поле какой-либо демократии. Один из них связывается с реализацией народом в целом всей полноты власти при управлении любым человеком и группировкой. Второй связывается с мерой участия какого-либо человека и группировки, которые составляют народ, в самостоятельном управлении политической системой в целом.

В первом случае демократия считается народовластием с установлением сильного акцента на ее всенародность, в ином – народовластием с акцентом на управляемость и властность формирующих данную систему людей (ролей) и группировок (институтов), то есть на самостоятельное управление.

Демократию обычно рассматривают в образе политической конструкции, которая призвана воплощать во власти общность высших ценностей, таких как:

  • равенство;
  • свобода;
  • справедливость и т.п.,

которые и отражают ее социальный смысл, ее предназначение.

Подходы к демократической политической системе

К данной группе отнесены трактовки демократии в форме системы народовластия, что полностью соответствует ее этимологии «demos – народ, cratos – власть». Довольно кратко суть этого понимания демократии отразил А. Линкольн, обозначая ее в образе “власти народа, власти для народа, власти посредством самого народа”.

Сторонникам данного подхода являются приверженцы Ж.-Ж. Руссо, который понимал демократию в форму отражения всевластия суверенного народа, который, являясь политическим цельным, отрицал значение индивидуальных личностных прав, предполагал лишь прямые формы народного волеизъявления. Марксисты, опиравшиеся на идеологию отчуждения прав индивида в пользу коллектива, сделали упор на интересах классов пролетариата, которые отражают потребность всей массы трудящихся, обуславливают устроение «социалистической демократии».

«Демократическая политическая система» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Либеральная мысль ставит основным условием создания социального здания демократии ценности, которые отражают приоритет не народа (коллектива), а человека.

Т. Гоббс, Дж. Локк, Т. Джефферсон и иные заложили в базис интерпретации демократии идеологию индивида, который обладает внутренним миром, начальным правом на свободу и защиту собственных прав. Равенство участии во власти они распространили на все человечество без исключения. Государство при этом понимании демократии рассмотрено в форме нейтрального института, обладающего функцией защиты индивидуальных свобод и прав.

Сторонникам определенного ценностями понимания и трактовки демократии противостояли сторонники иного подхода, в политологии называемого рационально-процедурным. Философский базис такой позиции основан на том, что демократия представляется возможной только в условиях распространения ресурсов власти в обществе при приобретении столь широкого характера, что никакая группа общества не сможет подавлять собственных соперников или сохранить гегемонию власти. В этом случае самым рациональным выходом из ситуации представляется достижение компромиссов при взаимном разделе функций и полномочий, обусловливающего перемены групп у власти. Данные процедуры и технологии установления такого порядка и отражают существенность организации демократичного характера политики власти. Первым это понимание демократии закреплял М. Вебер в собственной плебисцитарно-вождистской теории демократии.

В соответствии с его мнением, демократия представлена средством властвования, полностью обесценивающим все понятия:

  • «народного суверенитета»;
  • общей «народной воли» и т.д.

Немецкий ученый исходит из того, что какая-либо организация представительства интересов в крупных обществах способна вытеснить из политики прямые формы демократии, устанавливает контроль со стороны бюрократии над властью. Для защиты собственных интересов граждане обязаны передать права контроля власти и аппарата управления лидеру, который избран всем народом. Обладая таким независимым от бюрократии источником легитимной власти, люди и получили возможности реализации собственных интересов. В связи с этим демократия по Веберу, представлена совокупностью соглашений и процедур, «когда народ избирает лидера, которому он доверяет».

Замечание 2

В современное время в политической науке сохраняют свое место множественные идеи, разработанные в границах названных подходов в эпоху средневековья и античности. Они находили развитие в теориях нового времени, когда снова активизировавшийся демократический комплекс всенародности трактовался основой суверенитета новых европейских наций:

  • концепция представительной демократии устанавливает парламент центром целого политического процесса, обоснованием власти политики, единственным отражением всеобщего избирательного права.
  • идея партиципаторной демократии, ее суть заключена в общеобязательном выполнении всеми гражданами каких-либо функций управления делами всего общества и страны на всех ступеням политической системы.
  • теорию демократического элитизма, согласно ей суверенный и свободный народ обладает в политике слишком ограниченными функциями, а демократия обеспечила соревнование элит за голоса и поддержку избирателей. Он видел главной проблемой демократии в отборе квалифицированных политиков, управляющих, в формировании демократически сориентированной элиты;
  • демократический плюрализм, рассматриваемый как тип организации власти, которая формируется в условиях ее общественной диффузии.
  • идея консоциативной, сообщественной демократии, предполагающей систему управления, которая основана не на принципе участия большинства, а на пропорциональном представлении в реализации власти религиозных, политических и этнических групп.
Дата написания статьи: 26.03.2018
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot