Понятие демократической политической системы
Уинстон Черчилль: Демократия является самой плохой формой правления, если брат в счет все остальные, которые время от времени подверглись ее проверке.
Демократия в современном мире представлена набором разнообразных политических систем, которые объединены только наименованием и наиболее общими принципами. Вместе с этим известными являются два взаимодополняющих и одновременно противоположных подхода, в действительности образующие проблемное поле какой-либо демократии. Один из них связывается с реализацией народом в целом всей полноты власти при управлении любым человеком и группировкой. Второй связывается с мерой участия какого-либо человека и группировки, которые составляют народ, в самостоятельном управлении политической системой в целом.
В первом случае демократия считается народовластием с установлением сильного акцента на ее всенародность, в ином – народовластием с акцентом на управляемость и властность формирующих данную систему людей (ролей) и группировок (институтов), то есть на самостоятельное управление.
Демократию обычно рассматривают в образе политической конструкции, которая призвана воплощать во власти общность высших ценностей, таких как:
- равенство;
- свобода;
- справедливость и т.п.,
которые и отражают ее социальный смысл, ее предназначение.
Подходы к демократической политической системе
К данной группе отнесены трактовки демократии в форме системы народовластия, что полностью соответствует ее этимологии «demos – народ, cratos – власть». Довольно кратко суть этого понимания демократии отразил А. Линкольн, обозначая ее в образе “власти народа, власти для народа, власти посредством самого народа”.
Сторонникам данного подхода являются приверженцы Ж.-Ж. Руссо, который понимал демократию в форму отражения всевластия суверенного народа, который, являясь политическим цельным, отрицал значение индивидуальных личностных прав, предполагал лишь прямые формы народного волеизъявления. Марксисты, опиравшиеся на идеологию отчуждения прав индивида в пользу коллектива, сделали упор на интересах классов пролетариата, которые отражают потребность всей массы трудящихся, обуславливают устроение «социалистической демократии».
Либеральная мысль ставит основным условием создания социального здания демократии ценности, которые отражают приоритет не народа (коллектива), а человека.
Т. Гоббс, Дж. Локк, Т. Джефферсон и иные заложили в базис интерпретации демократии идеологию индивида, который обладает внутренним миром, начальным правом на свободу и защиту собственных прав. Равенство участии во власти они распространили на все человечество без исключения. Государство при этом понимании демократии рассмотрено в форме нейтрального института, обладающего функцией защиты индивидуальных свобод и прав.
Сторонникам определенного ценностями понимания и трактовки демократии противостояли сторонники иного подхода, в политологии называемого рационально-процедурным. Философский базис такой позиции основан на том, что демократия представляется возможной только в условиях распространения ресурсов власти в обществе при приобретении столь широкого характера, что никакая группа общества не сможет подавлять собственных соперников или сохранить гегемонию власти. В этом случае самым рациональным выходом из ситуации представляется достижение компромиссов при взаимном разделе функций и полномочий, обусловливающего перемены групп у власти. Данные процедуры и технологии установления такого порядка и отражают существенность организации демократичного характера политики власти. Первым это понимание демократии закреплял М. Вебер в собственной плебисцитарно-вождистской теории демократии.
В соответствии с его мнением, демократия представлена средством властвования, полностью обесценивающим все понятия:
- «народного суверенитета»;
- общей «народной воли» и т.д.
Немецкий ученый исходит из того, что какая-либо организация представительства интересов в крупных обществах способна вытеснить из политики прямые формы демократии, устанавливает контроль со стороны бюрократии над властью. Для защиты собственных интересов граждане обязаны передать права контроля власти и аппарата управления лидеру, который избран всем народом. Обладая таким независимым от бюрократии источником легитимной власти, люди и получили возможности реализации собственных интересов. В связи с этим демократия по Веберу, представлена совокупностью соглашений и процедур, «когда народ избирает лидера, которому он доверяет».
В современное время в политической науке сохраняют свое место множественные идеи, разработанные в границах названных подходов в эпоху средневековья и античности. Они находили развитие в теориях нового времени, когда снова активизировавшийся демократический комплекс всенародности трактовался основой суверенитета новых европейских наций:
- концепция представительной демократии устанавливает парламент центром целого политического процесса, обоснованием власти политики, единственным отражением всеобщего избирательного права.
- идея партиципаторной демократии, ее суть заключена в общеобязательном выполнении всеми гражданами каких-либо функций управления делами всего общества и страны на всех ступеням политической системы.
- теорию демократического элитизма, согласно ей суверенный и свободный народ обладает в политике слишком ограниченными функциями, а демократия обеспечила соревнование элит за голоса и поддержку избирателей. Он видел главной проблемой демократии в отборе квалифицированных политиков, управляющих, в формировании демократически сориентированной элиты;
- демократический плюрализм, рассматриваемый как тип организации власти, которая формируется в условиях ее общественной диффузии.
- идея консоциативной, сообщественной демократии, предполагающей систему управления, которая основана не на принципе участия большинства, а на пропорциональном представлении в реализации власти религиозных, политических и этнических групп.